<<<

Оглавление

-4-

Индекс

Ключи

>>>

турбовоза по сравнению с тепловозом является возможность сжигания в двигателе низкосортного дешевого топлива, он также может совершать значительные безостановочные рейсы. Экономичность газотурбовоза ниже, чем электровоза и тепловоза, однако выше, чем паровоза.

Паровоз представляет собой локомотив с независимой паросиловой установкой, состоящей из котла и поршневой паровой машины. Эта установка преобразует тепловую энергию топлива в механическую работу движущих колес посредством рабочего тела водяного пара. Паровоз работает как на твердом топливе (угле), так и на тяжелом жидком (мазуте).

Каждый из перечисленных локомотивов может обслуживать пассажирские или грузовые поезда, а также выполнять маневровую работу. В зависимости от этого локомотивы подразделяются по роду работы на пассажирские, грузовые, и маневровые. Кроме локомотивом, на железных дорогах для перевозки пассажиров применяют моторвагонный подвижной состав (электро- поезда, дизель-поезда, турбопоезда и автомотрисы).

Ввиду низкой экономичности постройка паровозов в нашей стране с 1956 г прекращена. Вместо паровозов на железнодорожном транспорте широко внедрены новые прогрессивные виды тяги электрическая и тепловозная. Подавляющая масса перевозок в настоящее время осуществляется электровозами и тепловозами. Однако на ряде железных дорог паровозы выполняют значительную поездную работу; на большинстве дорог их широко используют на маневрах. Большой удельный вес они занимают в перевозках грузов на подъездных путях промышленности.

2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПАРОВОЗОСТРОЕНИЯ

Первый паровоз в России (рис. 1) был построен в 1833-1834 гг. уральским крепостным механиком Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем на Нижне-Тагильском заводе. Этот паровоз перевозил до 3,2 т груза со скоростью около 16 КМ/Ч. В 1835 г. Черепановы построили второй, более мощный паровоз, перевозивший около 16 т груза. При постройке этих паровозов русские механики внесли много технических новшеств, которые впоследствии нашли применение в паровозостроении. Паровозы Черепановых имели большую трубчатую поверхность нагрева котла, чем паровоз «Ракета» английского изобретателя Стефенсона. На первом паровозе Черепановых было установлено 30 дымогарных труб, на втором 80, а на паровозе «Ракета» только 25. Паровые цилиндры на паровозах Черепановых были расположены горизонтально под котлом; для перемены направления движения был установлен специальный переводной механизм.

Паровозостроение в России началось со строительством Петербурго-Московской, ныне Октябрьской, железной дороги (1843 г.). Первый грузовой паровоз с тремя движущими (сцепными) осями

<<<

Оглавление

-4-

Индекс

Ключи

>>>

Hosted by uCoz