МикроТэc







Вот, наконец, и наступило настоящее лето- температура днем под 30, мы привычно занимаемся своими паровозами на нашей подмосковной базе, вдруг - бац, свет гаснет и исчезает без видимых причин на весь день. На наивный вопрос, адресованный энергоснабжающей организации «А че такое!?» Прозвучал невозмутимый ответ: « Дык это, жара!» Так что готовьтесь – теперь у энергетиков запланированный коллапс может начинаться как только температура воздуха отклонилась от нулевой отметки в ту или другую сторону более чем на 15 градусов. Слава Богу, в тот момент нам не нужен был электроинструмент и свет, а вот без приемника и без связи - (мобильник естественно в такие моменты оказывается наглухо разряженным) нам было не весело! Естественно в головах наших стали роиться мысли - как из такого положения нам выходить впредь. Мысль первая - растопить локомобиль и электроэнергии будет сколько надо. Правда ради заряда мобильника придется сжечь килограммов сто дров - дороже мобильника получится! Мысль вторая - бензогенератор. Конечно, эта мысль материальна, но только если таковой имеется, и опять же придется гонять как минимум 1 кВт ради 1 Вт полезной нагрузки. Как то от этого становится не по себе. Наиболее правильная на наш взгляд мысль пришла сама собою, когда на глаза попались элементы Пельтье, 2 года валяющиеся без дела после того, как они не подошли для модели паровоза. В общем идея стара как мир - используем эффект Зеебека нагреваем одну сторону элемента, другую охлаждаем, получаем ЭДС. Главная наша цель - создать устойчивую во времени максимальную разницу температур (естественно в допустимых для элемента пределах). Греть решили паром с давлением 5 кГс/см – его температура - 150 градусов. Охлаждать колодезной водой с реальной температурой около 10 градусов. Итого разница получается 140 градусов. Для приема-отдачи тепла изготовили два стальных коллектора со шлифованными поверхностями для лучшей теплопередачи. К коллекторам приварены фланцы для их стягивания между собой. Конечно, лучше бы их сделать из меди, но извините – таких болванок ( ф 55мм.) я не смог найти!, да и не отшлифовать медь! Парогенератор выполнен в виде «промышленного самовара», вертикальный жаротрубный котел объемом 23л, диаметр260мм., высота 500 мм. Естественно вся необходимая гарнитура: манометр, предохранительный клапан. С наружи котел теплоизолирован деревянной клепкой, стянутой двумя обручами. Котел топится как обычный самовар, от момента залива холодной воды до давления 5 очков проходит около часа. Гораздо проблематичнее оказалось сделать эффективную систему охлаждения. Она пока еще в работе, но будет представлять открытую гравитационную систему с водо-воздушным теплообменником из меди. При испытаниях мы употребили 6 элементов Пельтье по 6 в. каждый, собрали их в последовательно- параллельную схему и получили 12 в. при токе около 2А. , чего с головой хватает для работы автомагнитолы, не говоря уже о зарядке телефона, можно подключить маленький телевизор. Честно говоря, мы остались не очень довольны показателями котла. Поверхность нагрева у него получилась маленькая- 0.16м. Хотелось бы раза в три больше! Но конструкция тогда бы получилась безумно дорогой и сложной, а главное неудобной в эксплуатации, что наверно неоправданно в данном случае. Однако хочу отметить в защиту существующей конструкции, что прямое преобразование тепловой энергии в электрическую дает существенный выигрыш в КПД. И в самом деле сложно представить конструкцию с механическим генератором, способным давать напряжение 12в 2а. в течение часа всего затратив 3 кг дров! Основные узлы нашей установки смотрите на фото. Продолжение следует!