МикроТэc
Вот, наконец, и наступило настоящее лето- температура днем под 30, мы привычно занимаемся своими паровозами на
нашей подмосковной базе, вдруг - бац, свет гаснет и исчезает без видимых причин на весь день. На наивный вопрос,
адресованный энергоснабжающей организации «А че такое!?» Прозвучал невозмутимый ответ: « Дык это, жара!» Так что
готовьтесь – теперь у энергетиков запланированный коллапс может начинаться как только температура воздуха
отклонилась от нулевой отметки в ту или другую сторону более чем на 15 градусов.
Слава Богу, в тот момент нам не нужен был электроинструмент и свет, а вот без приемника и без связи - (мобильник
естественно в такие моменты оказывается наглухо разряженным) нам было не весело!
Естественно в головах наших стали роиться мысли - как из такого положения нам выходить впредь.
Мысль первая - растопить локомобиль и электроэнергии будет сколько надо. Правда ради заряда мобильника придется
сжечь килограммов сто дров - дороже мобильника получится!
Мысль вторая - бензогенератор. Конечно, эта мысль материальна, но только если таковой имеется, и опять же придется
гонять как минимум 1 кВт ради 1 Вт полезной нагрузки. Как то от этого становится не по себе.
Наиболее правильная на наш взгляд мысль пришла сама собою, когда на глаза попались элементы Пельтье, 2 года
валяющиеся без дела после того, как они не подошли для модели паровоза.
В общем идея стара как мир - используем эффект Зеебека нагреваем одну сторону элемента, другую охлаждаем, получаем
ЭДС. Главная наша цель - создать устойчивую во времени максимальную разницу температур (естественно в допустимых
для элемента пределах). Греть решили паром с давлением 5 кГс/см – его температура - 150 градусов. Охлаждать
колодезной водой с реальной температурой около 10 градусов. Итого разница получается 140 градусов.
Для приема-отдачи тепла изготовили два стальных коллектора со шлифованными поверхностями для лучшей теплопередачи.
К коллекторам приварены фланцы для их стягивания между собой. Конечно, лучше бы их сделать из меди, но извините –
таких болванок ( ф 55мм.) я не смог найти!, да и не отшлифовать медь!
Парогенератор выполнен в виде «промышленного самовара», вертикальный жаротрубный котел объемом 23л, диаметр260мм.,
высота 500 мм. Естественно вся необходимая гарнитура: манометр, предохранительный клапан. С наружи котел
теплоизолирован деревянной клепкой, стянутой двумя обручами.
Котел топится как обычный самовар, от момента залива холодной воды до давления 5 очков проходит около часа.
Гораздо проблематичнее оказалось сделать эффективную систему охлаждения. Она пока еще в работе, но будет
представлять открытую гравитационную систему с водо-воздушным теплообменником из меди. При испытаниях мы
употребили 6 элементов Пельтье по 6 в. каждый, собрали их в последовательно- параллельную схему и получили 12 в.
при токе около 2А. , чего с головой хватает для работы автомагнитолы, не говоря уже о зарядке телефона, можно
подключить маленький телевизор.
Честно говоря, мы остались не очень довольны показателями котла. Поверхность нагрева у него получилась
маленькая- 0.16м. Хотелось бы раза в три больше! Но конструкция тогда бы получилась безумно дорогой и сложной, а
главное неудобной в эксплуатации, что наверно неоправданно в данном случае. Однако хочу отметить в защиту
существующей конструкции, что прямое преобразование тепловой энергии в электрическую дает существенный выигрыш в
КПД. И в самом деле сложно представить конструкцию с механическим генератором, способным давать напряжение 12в 2а.
в течение часа всего затратив 3 кг дров! Основные узлы нашей установки смотрите на фото.
Продолжение следует!