оловянистым сплавом. На современных
паровозах применяют стальные контрольные пробки со стальной
вставкой, залитой легкоплавким сплавом (рис. 69), имеющие значительно большее
проходное отверстие (18 мм), чем это было у бронзовой контрольной
пробки (1О мм). Когда уровень воды в котле понизится до такой степени, что
станет ниже верхнего торца контрольной пробки, легкоплавкий сплав расплавится и
под давлением пара стальная вставка выбрасывается в топку, открывая отверстие,
через которое струя пара и воды с шумом ворвется в огневую коробку,
оповещая паровозную бригаду о недопустимом понижении уровня воды в котле.
Стальной корпус пробки (Ст2 или Ст3) обеспечивает значительный срок их службы.
Снаружи контрольная пробка имеет коническую резьбу для укрепления ее в потолке
огневой коробки.
Для облегчения вывертывания резьбу этих пробок перед постановкой смазывают смесью
серебристого графита с керосином и устанавливают так, чтобы она
выступала над потолком огневой коробки в сторону воды на 25-26 мм. Контрольную
пробку после заливки или переливки подвергают гидравлическому испытанию
давлением, равным рабочему давлению котла плюс 5 Кг/См 2 . После этого на
торцовой поверхности сплава выбивают клеймо: номер паровоза, число, месяц, год
и место заливки и испытания пробки.
Рис. 69. Контрольная пробка:
1 наплавка; 2 вставка; 3 заливка; 4 корпус
38. МАНОМЕТРЫ
Манометр, устанавливаемый на лобовом листе или на потолке
кожуха топки, предназначен для определения давления пара
в котле. Устроен он следующим образом. В круглом корпусе 2 (рис. 70) помещена
изогнутая трубка 1 эллиптического сечения. Один конец трубки припаян
к держателю 4, а другой, закрытый конец тягой 3 соединен с зубчатым сектором 6,
который находится в зацеплении с шестеренкой, насаженной на одну ось с
указательной трубкой. Штуцер 5, ввернутый в держатель 4, при помощи спиральной
(сифонной) трубки соединен с котлом. В сифонной трубке скопляется
сконденсированная вода, которая препятствует проходу пара в трубку
манометра, предохраняя ее от перегрева. Под действием котлового давления
эллиптическая трубка стремит-
89
|