Паровая машина, предназначенная для превращения тепловой энергии пара в
механическую работу вращения колес паровоза, состоит из паровых
цилиндров, движущего и парораспределительного механизмов. Схематически паровая
машина изображена на рис. 100. Цилиндр 1, прикрепляемый к раме паровоза, имеет
внутри поршень 2 со скалкой 3, соединенный с ползуном (крейцкопфом) 5,
установленным в направляющих параллелях 4. Ползун при помощи шатуна
(поршневого дышла) 6 шарнирно соединен с пальцем кривошипа 7.
Палец кривошипа прикреплен к колесу 8 на некотором расстоянии от его центра;
это расстояние называют радиусом кривошипа Р.
Поршень разделяет цилиндр на две полости: переднюю и заднюю, поступление пара в
которые регулируется парораспределительным золотником. Пар, попав в одну из
полостей цилиндра, давит на поршень и заставляет его перемещаться. Вместе с
поршнем перемещаются скалка и ползун. Прямолинейное движение ползуна при помощи
кривошипно-шатунного механизма (поршневого дышла и пальца кривошипа)
превращается во вращательное движение колеса. Поршень под действием пара может
перемещаться вдоль цилиндра от одного крайнего положения до другого; это
перемещение называется ходом поршня 1. Когда поршень дойдет до крайнего заднего
положения (со стороны колеса), палец кривошипа колеса переместится из точки А
Рис. 100. Схема паровой машины:
1 цилиндр; 2 поршень; 3 скалка; 4 направляющие параллели; 5 ползун; 6 шатун: 7
палец кривошипа; 8 колесо
148