Рис. 199. Ведущая колесная пара паровоза Л:
1 ось; 2 колесный центр; 3 бандаж; 4 укрепляюще кольцо; 5 шпонка; 6 палец
кривошипа; 7 контркривошип
Оси колесных пар паровоза Л для облегчения и удаления возможного
некачественного металла имеют центральное сверление. Бортов на оси не делают,
так как ступицы колесных центров имеют более развитые поверхности и создают
хороший упор в буксы при боковых перемещениях. Вместо спицевых колесных
центров на паровозе Л применены так называемые дисковые центры,
что уменьшило их вес. Каждый центр имеет два диска, в которых сделаны окна.
Противовес ведущей колесной пары ввиду большого веса ведущего пальца кривошипа
и наличия контркривошипа имеет большие размеры и занимает значительную часть
колесного центра.
На маломощных паровоэах, особенно с небольшим диаметром
движущих колес (1200-1320 мм), противовесы ведущих колес (для возможности их
размещения) заливали свинцом, которым имеет значительно
больший удельный вес, чем сталь (свинец - 11,3, сталь - 7,85). Это давало
возможность уменьшить размеры противовесов и лучше их
расположить в колесных центрах. Паровозы Еа, Ем и часть паровозов ФД также
имеют противовесы ведущих колесных пар, залитые свинцом. В противовесах ведущих
колесных пар паровозов Еа и Ем сделаны камеры, куда заливают свинец, затем
противовес закрывают крышкой, которую приваривают.
Ведущая колесная пара паровоза Л, так же как и большинства других паровозов,
имеет бандажи без гребней. Это делается для возможности
свободного прохода паровоза по кривым участкам пути при
большой жесткой базе паровоза. Остальные сцепные колесные пары имеют гребневые
бандажи.
274