щадь открытой пооерхности воды в котле называют зеркалом
испарения. Образующийся в котле пар заполняет пространство над
поверхностью воды (зеркалом испарения), называемое паровым объемом, а
пространство котла, заполненное водой, водяным объемом.
Паровой объем и площадь зеркала испарения котла на различных
сериях паровозов неодинаковы. Например, на паровозе Л паровой объем
равен 5,36 м 3 , площадь зеркала испарения 14,1 м 2 , а на паровозе СО соответственно
4,7 м 3 и 13,2 м 2 .
Уровень воды в котле всегда колеблется в некоторых допустимых
пределах в зависимости от интенсивности образования пара и пополнения котла
водой, Колебание уровня воды в котле вызывает некоторое изменение парового
объема и величины зеркала испарения: с повышением уровня воды паровой объем и
зеркало испарения уменьшаются, с понижением уровня увеличиваются.
Поверхность огневой коробки, дымогарных и жаровых труб, омываемая водой,
называется испаряющей поверхностью нагрева котла. Эта поверхность и наружная
поверхность элементов пароперегревателя, расположенных в жаровых
трубах, составляют полную или общую поверхность нагрева котла.
Чем мощнее паровоз, тем больше размеры котла и поверхность его нагрева.
Испаряющая поверхность нагрева котла основных серий паровозов указана в
параграфе 5. Все современные паровозы оборудованы пароперегревателями с
поверхностью нагрева от 100 до 150 м 2 , и поэтому общая поверхность нагрева
котла значительно возрастает.
Чтобы обеспечить паровую машину паровоза необходимым количеством пара
определенной температуры и давления, котел должен иметь достаточную для этого
паропроизводительность (мощность). Паропроизводительностью
называют способность котла приготовлять в единицу времени определенное количество
пара рабочего давления. При этом потребное количество пара в
заданных параметрах должно быть получено с минимальной затратой топлива,
Паропроизводительность определяется величиной испаряющей поверхности нагрева и
форсировкой (паронапряжением) котла. Форсировкой котла
называют количество пара (в Кг), получаемое с единицы площади (1 м 2)
испаряющей поверхности нагрева в единицу времени (1 ч). Современные паровозы
имеют расчетные форсировки поверхности нагрева котла до 80 К2/м 2 . ч (табл.1).
Величина форсировки котла может изменяться в зависимости от
условий работы паровоза и в свою очередь зависит от площади колосниковой
решетки и ее напряженности, т. е. количества килограммов угля или мазута,
которое может быть сожжено на 1 м 2 поверхности колосниковой решетки в течение
1 ч, а также от испарительности топлива количества килограммов пара, которое
может быть получено при сгорании 1 Кг топлива. Кроме того, на
паропроизводительность котла оказывают влияние еще объем топки, объем
21