Рис. 198. Сцепная колесная пара паровоза Эр:
1 ось; 2 колесный центр; 3 шпонка; 4 палец кривошипа; 5 гайка; 6 шайба; 7
укрепляющее кольцо; 8 бандаж
стороны в бандаже сделана проточка, куда закладывают укрепляющее кольцо 7.
После вставки кольца внутреннюю кромку бандажа обжимают и плотно прижимают
кольцо к ободу колесного центра. Для плотной посадки бандаж до нагревания
растачивают по внутреннему диаметру с натягом 1-1,2 мм на каждый метр диаметра
центра. Поэтому после остывания бандаж прочно охватывает обод колесного
центра.
Колесный центр отливают из стали марки 25Л111. Центральная
часть его с отверстием под запрессовку оси называется
ступицей. При помощи спиц ступица соединена с
наружной частью, называемой ободом. В одном из секторов центра сделан прилив-мотыль,
в котором запрессован палец кривошипа 4. Со стороны,
противоположной пальцу кривошипа, отлит утолщенный сегмент,
называемый противовесом, назначение которого уравновесить палец кривошипа,
мотыль и часть дышел, приходящуюся на это колесо. Чем больше вес этих частей,
тем больше должен быть противовес.
Для возможности трогания паровоза с места при любом поломении кривошипов, как
это уже отмечалось в разделе «Паровая машина паровоза», пальцы кривошипов
правого и левого колес расположены под углом 90 градусов. На шейку пальца
кривошипа навешивают головку дышла с подшипником. Для удержания головки на
пальце поставлена шайба 6, укрепленная корончатой гайкой 5, навернутой на
хвостовик пальца.
Конструкция колесных пар более современного паровоза Л (рис. 199) несколько
отличается от колесной пары паровоза Эр. Диаметр движущих колес паровоза Л
равен 1500 мм, тогда как у паровоза Эр - 1320 мм. Ввиду того что паровоз Л
обладает большей силой тяги, чем паровоз Эр, элементы колесных пар паровоза Л
имеют большие размеры.
273