патрубок 3, установленный на крышке 1. Между цилиндровым
блоком и картером образуется сальниковая камера, в которой расположены сальники
10 и 18, предохраняющие скалки поршней и золотников от
утечки масла из картера и пропуска пара из цилиндров. Масло в картере замеряют
масломером 2, который пропущен через крышку 1. В нижней части картера имеется
отверстие с пробкой, через которое удаляют отработавшее масло.
Поршень цилиндра имеет чугунный диск с двумя чугунными
уплотняющими кольцами с косым замком. Скалка поршня изготовлена из стали марки
40Х. Поршень посажен на конус скалки и укреплен корончатой гайкой.
Золотник изготовлен из чугуна, на каждом диске его поставлено
по два уплотняющих чугунных кольца. Он насажен на шток н закреплен корончатой
гайкой.
Шатун (рис. 245) выштампован из стали марки Ст5. Головка
шатуна, соединяемая с коленчатым валом, разъемная, она имеет
крышку 4, которая прикреплена к шатуну при помощи двух болтов 7 и гаек 6. В
этой головке установлены два бронзовых вкладыша 5, залитых баббитом. Головка
шатуна, соединяемая с кулаком, имеет бронзовую запрессованную втулку 1. Между
шатуном и крышкой ставят прокладки 3, служащие для регулировки зазора по мере
износа баббитовой заливки вкладышей.
Эксцентриковая тяга также изготовлена штамповкой и имеет в
разъемной головке бронзовые вкладыши, а в другой - запрессованную бронзовую
втулку. Рабочий ход машины (при подаче угля в топку)
происходит при внутреннем впуске пара через золотник. При обратном же ходе
машины золотник работает с наружным впуском.
Пуск машины углеподатчика производят при помощи вентиля,
установленного в будке машиниста на паропроводе, идущем к машине.
Для перемены хода машины на паропроводе (на тендере)
установлен реверсивный клапан (рис. 246). В корпусе 2
реверсивного клапана помещен золотник 1 с уплотняющими кольцами. Золотник
насажен на стержень 3 и укреплен гайкой. Стержень проходит через крышку 4,
имеющую сальниковое уплотнение. На конце стержня укреплена вилка 5, к которой
присоединена рукоятка, служащая для перемещения золотника. Когда золотник при
помощи рукоятки опущен вниз, пар из трубопровода входит в отверстие А, проходит
снаружи золотника, попадает в отверстие Б и направляется в золотниковые камеры
цилиндров машины. Отработавший пар из машины входит в отверстие В, затем через
окна Д попадает в центральную полость золотника и через отверстие
Рис. 245. Шатун паровой машины:
1 втулка; 2 стебель; 3 прокладки; 4 крышка; 5 вкладыши; 6 гайка; 7 болт
347