Для того чтобы пар из цилиндров и золотниковых камер не проходил в
пресс-масленку, а также для того чтобы маслопроводы были всегда заполнены
смазкой, устанавливают обратные клапаны, которые располагают на выходе из
пресс-масленки (см. рис. 256) и в конце маслопроводов, у смазываемых точек (см.
рис. 258). В пресс-масленке устанавливают шариковые клапаны, а у смазываемых
точек диафрагменные или шариковые с контрольным винтом, при помощи которого
проверяют наличие смазки в маслопроводе, или же шариковые без контрольного
винта.
Шариковый обратный клапан с контрольным винтом имеет корпус, в который ввернут
штуцер, имеющий внутри шарик. Шарик прижимается пружиной к притирочной
поверхности штуцера и закрывает отверстие. Пружина удерживается винтом. Штуцер
закрыт колпачком, На выходе из корпуса поставлен второй шарик, который также
прижимается пружиной, удерживаемой пробкой с отверстиями.
Масло, нагнетаемое насосиком пресс-масленки, преодолевает усилие пружин,
отжимает шарики от своих посадочных мест и проходит к смазываемому месту.
Прижимаясь к своим местам, шарики не дают возможности маслу и пару пройти в
обратном направлении. Сверху в корпус ввернут контрольный винт. Отвернув на
стоянке винт и провертывая вручную пресс-масленку, можно убедиться в нормальной
подаче смазки по выходу ее из отверстия. Недостатком шариковых
обратных клапанов является то, что шарики подвергаются коррозии, покрываются
окалиной, а пружины теряют упругость, вследствие чего происходит пропуск
пара и обводнение смазки. На рис. 259 изображен
более совершенный унифицированный диафрагменный обратный клапан, имеющий иную
конструкцию.
В корпусе 9 клапана при помощи кольца 8 и колпачка 2 зажата бронзовая диафраг-
Рис. 259. Унифицированный диафрагменный обратный клапан:
1 установочный винт; 2 колпачок; 3 и 5 опоры пружины; 4 пружина; 6 пробка; 7
игольчатый клапан; 8 кольцо, 9 корпус; 10 седло; 11 пружинка; 12 ниппель; 13
дополнительный клапан; 14 диафрагма; 15 контрольный винт
366