Рис. 201. Палец сцепной колесной пары паровоза Л:
1 палец; 2 масленка; 3 гайка; 4 шайба; 5 штифт; 6 шплинт
чением проката бандажей работа паровоза ухудшается, так как нарушается
правильность качения колесных пар по рельсам. Когда прокат достигает предельно
допускаемой величины, бандажи обтачивают и придают им нормальный профиль. После
достижения бандажами предельной толщины их заменяют.
Причинами преждевременного и неравномерного износа бандажей паровоза являются
главным образом боксование, появляющееся при нарушении
сцепления колес с рельсами, и периодическое проскальзывание колес,
которое происходит вследствие наличия увеличенных зазоров в сопрягаемых деталях
движущего механизма и экипажа, а также неточности сборки. Поэтому для
увеличения срока службы бандажей очень важно не допускать образования больших
зазоров и перекосов в соединениях деталей машины и экипажа.
Пальцы кривошипов ведущих и сцепных колесных пар изготовляют из
стали марок 40, 40У или из осевой стали. Для увеличения срока службы пальцы
упрочняют накаткой роликами или закаливают. В колесные центры их
также запрессовывают гидравлическим прессом.
Палец сцепной колесной пары представляет собой ступенчатый
цилиндр с двумя различными диаметрами (рис. 201). Крепление шайб пальцев,
удерживающих головки дышел, кроме способа, показанного на рис. 198 и 201,
производят также при помощи длинного болта, пропущенного сквозь палец и
укрепленного корончатой гайкой со шплинтом. На многих паровозах ввиду
значительного приближения пальца первой оси к ползуну и параллели крепление
шайбы сделано утопленным в пальце (паровозы Л, Еа, ФД и др.) или шайбу
изготовляют за одно целое с болтом (в виде грибка), который проходит через
палец и укреплен гайкой с внутренней стороны (паровозы Э, СО).
Палец ведущей колесной пары паровоза (рис. 202) имеет три части
различного диаметра: а - подступичная часть под запрессовку в колесный центр; б
- шейка центрового дышла и в - шей-
276