Рис. 238. Букса тендерной тележки:
1 крышка; 2 подшипник; 3 вкладыш; 4 пылевая шайба; 5 польстер для подбивки; 6
корпус буксы
из стали. Колесные центры напрессовывают на оси, так же как и у паровозных
колесных пар, гидравлическим прессом.
Бандажи тендерных колесных пар катают из бандажной стали марки
111 по ГОСТ 398-71 и в обработанном виде они имеют ширину 130 мм. Профиль
тендерного бандажа несколько отличается от профиля паровозных бандажей в части
гребня.
Буксы тендеров бывают со скользящими или роликовыми подшипниками. Букса со
скользящим подшипником (рис. 238) имеет чугунный или стальной
литой корпус 6, который надевают на шейку оси и устанавливают в направляющих
буксового выреза рамы тележки. На шейку оси уложен подшипник 2, а на подшипник
вкладыш 3. На который опирается корпус буксы. Внутренним торцом вкладыш
упирается в заплечик подшипника. Поверхность вкладыша, обращенная к корпусу,
имеет выпуклую форму, что предотвращает перекос подшипника на шейке в случаях
перемещения корпуса буксы.
Чтобы предотвратить попадание в буксы пыли или песка, в корпусе с внутреннего
торца отлита кольцевая камера, в которую вставляют пылевую шайбу 4. С наружной
стороны корпус имеет отверстие, которое закрывается крышкой 1 с пружиной,
обеспечивающей плотное закрытие буксы.
В нижнюю часть корпуса буксы устанавливают польстер, подобный тем, которые
применяют в паровозных буксах (см. главу 17), а при отсутствии польстеров
закладывают пропитаннную маслом подбивку 5 из хлопчатобумажных
концов, которая прижимается снизу к шейке оси. По мере расходования смазочного
масла последнее добавляют в буксу через отверстие.
Подшипники тендерных букс имеют стальной корпус (Ст2 или Ст3), армированный
внутри бронзой марки ОЦСН3-7-5-1 и залитый кальциевым баббитом марки БК.
Тендеры паровозов П36 и ЛВ, а также часть тендеров паровозов Л и ТЭ оборудованы
роликовыми подшипниками. На тендерах применяют цилиндрические и сферические
роликоподшипники.
333