турбовоза по сравнению с тепловозом является возможность
сжигания в двигателе низкосортного дешевого топлива, он также
может совершать значительные безостановочные рейсы. Экономичность
газотурбовоза ниже, чем электровоза и тепловоза, однако выше, чем
паровоза.
Паровоз представляет собой локомотив с независимой паросиловой установкой,
состоящей из котла и поршневой паровой машины. Эта установка преобразует
тепловую энергию топлива в механическую работу движущих колес посредством
рабочего тела водяного пара. Паровоз работает как на твердом топливе (угле),
так и на тяжелом жидком (мазуте).
Каждый из перечисленных локомотивов может обслуживать пассажирские или грузовые
поезда, а также выполнять маневровую работу. В зависимости от этого локомотивы
подразделяются по роду работы на пассажирские, грузовые, и маневровые. Кроме
локомотивом, на железных дорогах для перевозки пассажиров применяют моторвагонный
подвижной состав (электро- поезда, дизель-поезда, турбопоезда и
автомотрисы).
Ввиду низкой экономичности постройка паровозов в нашей стране
с 1956 г прекращена. Вместо паровозов на железнодорожном транспорте широко
внедрены новые прогрессивные виды тяги электрическая и тепловозная. Подавляющая
масса перевозок в настоящее время осуществляется электровозами и тепловозами.
Однако на ряде железных дорог паровозы выполняют значительную поездную работу;
на большинстве дорог их широко используют на маневрах. Большой удельный вес они
занимают в перевозках грузов на подъездных путях промышленности.
Первый паровоз в России (рис. 1) был построен в 1833-1834 гг. уральским
крепостным механиком Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном
Ефимовичем на Нижне-Тагильском заводе. Этот паровоз перевозил
до 3,2 т груза со скоростью около 16 КМ/Ч. В 1835 г. Черепановы
построили второй, более мощный паровоз, перевозивший около 16 т груза. При
постройке этих паровозов русские механики внесли много технических новшеств,
которые впоследствии нашли применение в паровозостроении. Паровозы Черепановых
имели большую трубчатую поверхность нагрева котла, чем паровоз «Ракета»
английского изобретателя Стефенсона. На первом паровозе
Черепановых было установлено 30 дымогарных труб, на втором 80, а на паровозе
«Ракета» только 25. Паровые цилиндры на паровозах Черепановых были расположены
горизонтально под котлом; для перемены направления движения был установлен
специальный переводной механизм.
Паровозостроение в России началось со строительством Петербурго-Московской,
ныне Октябрьской, железной дороги (1843 г.). Первый грузовой паровоз с тремя
движущими (сцепными) осями