был построен в 1846 г. в Петербурге на Александровском
машиностроительном заводе. Затем этот завод, кроме грузовых
паровозов, стал строить пассажирские с двумя движущими осями и передней
двухосной тележкой. В 1858 г. Александровским заводом впервые в
паровозостроении был выпущен более мощный грузовой паровоз с четырьмя движущими
осями.
По мере увеличения протяженности сети железных дорог росло и паровозостроение.
В 1869 г. началась постройка паровозов на Коломенском и Камско-Воткинском
заводах; в 1870 г. на заводах: невском в Петербурге и Мальцевеком
в Людинове; в 1892-1900 гг. на заводах: Брянском в Бежице, Путиловском в
Петербурге, Сормовоком близ Нижнего Новгорода (Горького), Харьковском и
Луганском (ныне Ворошиловградском).
Исторические материалы свидетельствуют о том, что отечественное
паровозостроение имело свой собственный путь развития. Выдающиеся русские
инженеры и конструкторы А. П. Бородин, Е. Е. Нольтейн, В. И.
Лопушинский, М. В. Гололобов, А. С. Раевский, Б. С. Малаховский
и другие создали ряд новых типов паровозов и ввели на них много
усовершенствований.
В 1878 г. были построены пассажирские паровозы с тремя движущими осями и
передней тележкой (типа 1-3-0). Паровозы с четырьмя движущими осями,
появившиеся в России еще в 60-х годах прошлого столетия, непрерывно
совершенствовались и к 1893 г. широко применялись на железных дорогах.
А. П. Бородин и Л. М. Леви впервые применили на паровозах принцип
двукратного расширения пара. По инициативе Е. Е. Нольтеина на
паровозах был введен перегрев пара, а Русскими конструкторами
К. Ф. Неймайером, Н. М. Ноткиным, С. М. Чусовым И другими изобретателями были
созданы оригинальные конструкции пароперегревателей.
На русских железных дорогах в 1899 г. впервые в мире появились мощные сочлененные
паровозы, которые дали возможность значительно увеличить провозную
способность участков, имевших слабый путь.
В начале ХХ в. русскими инженерами много было сделано в области
усовершенствования типов паровозов.
На Путиловском заводе были построены оригинальные быстроходные
пассажирские паровозы серии У, на Харьковском заводе паровозы
типа 1-4-0 серии Щ, в дальнейшем оборудованные пароперегревателями. Брянский
завод спроектировал и построил
Рис. 1. Паровоз Черепановых
5