околоклапанные задние 2 длиной 640, 840 и 980 ММ. Стандартный
рядовой колосник представляет собой отливку, имеющую щели
шириной 8-10 мм; с обоих концов колосник имеет углубления для шипов балок, а с
одного конца рычаг для привода.
Вдоль топки на кронштейнах, прикрепленных к топочной раме,
устанавливают четыре боковые балки 8 и посередине хребтовую
балку 6. Эти балки, изготовленные из стального литья, имеют шипы,
на которые устанавливают поперек топки качающиеся колосники.
Количество укладываемых рядовых колосников зависит от длины топки. В
промежутках между колосниками и стенкой огневой коробки, а также в передней и
задней частях устанавливают балки 7.
Для облегчения прокачивания колосников решетка разделена на
четыре секции с отдельными приводами. Привод каждой секции состоит из тяги 12,
соединяющей хвостовики колосников, тяги 11 и рычага 10, укрепленного на
кронштейне и выведенного в будку паровоза. Откидные клапаны имеют
самостоятельный привод 9. Наличие большого откидного клапана 3 с приводом в
будку машиниста облегчает чистку топки и создает удобства
для паровозной бригады. По такой схеме оборудованы качающимися
колосниками в два ряда все основные серии паровозов.
В отличие от других паровозов в колосниковой решетке паровоза ФД сделана
откидная плита (клапан) с приводом наружу. колосниковая решетка этого паровоза
имеет стандартные колосники, хребтовую, боковые, переднюю и заднюю балки и
привод для прокачивания колосников, выведенный в будку. откидная плита
соединена тягой и кривошипом с валом, который снаружи топки имеет рычаг с
рукояткой для опускания плиты.
Качающиеся колосники дают возможность взламывать шлак,
образующийся на решетке, легко очищать решетку от скопления золы
и мелкого шлака, что особенно важно при отоплении многозольными углями.
Очистку решетки прокачиванием производят на стоянке и на ходу при закрытом
регуляторе.
Для облегчения труда паровозных бригад вместо ручной прокачки колосников
при помощи привода и рычагов, выведенных в будку машиниста, при меняют
пневматический привод (рис. 41). Колосники прокачивают при помощи рычажного
механизма и воздушного цилиндра 10, имеющего распределительный золотник. Для
прокачивания секций колосниковой решетки нужно перемещать в одну и
другую сторону рычаг 8, который при помощи тяг соединен с распределительным
золотником цилиндра. Это вызывает перемещение поршня в цилиндре, а затем
передается рычагу 9 и валу 7, на котором насажены рычаги 5. Соединяя рычаги 5
при помощи замков 4 поочередно с рычагами 6, которые в свою очередь соединены с
секциями, приводят в движение колосниковую решетку. Независимо от
автоматического привода решетку можно прокачивать вручную при помощи накидного
ключа 1, надеваемого на рычаги 6.
50