Рис. 77. Овальный люк:
1 втулка; 2 люк; 3 скоба; 4 прокладка
Рис. 78. Люк-пробка:
1 втулка; 2 крышка; 3 прокладное кольцо
На маломощных паровозах установлены овальные люки
(рис. 77), которые расположены по углам, на загибах лобового и ухватного
листов кожуха топки, а также на передней трубной решетке.
В стенку кожуха или решетки вварена втулка 1 с овальным отверстием. В отверстие
втулки вставляют люк 2 с хвастовиком, имеющий также овальную форму. Между
втулкой и люком уложена прокладка 4, которая раньше была свинцовой, а сейчас
заменена паронитовой или из асбестового шнура.
Скобой 3, шайбой и гайкой люк прижимают к своему месту. Размер отверстий
овальных люков: 50 Х 65 и 60 Х 75 мм. Недостатками конструкции овальных люков
являются сложность изготовления, трудность постановки и снятия,
а также случаи прорыва прокладок, что ведет к парению
через них.
На паровозах более поздней постройки вместо овальных люков установлены
люки-пробки (рис. 78). Втулка 1 приварена к стенке кожуха или цилиндрической
части котла и закрыта крышкой 2 на резьбе. Для уплотнения между втулкой и
крышкой установлено паронитовое прокладное кольцо 3.
Люки-пробки имеют отверстия диаметром 50 и 75 мм. На паровозе Л по углам кожуха
топки поставлены два двойных люка-пробки, которые дают возможность производить
осмотр как вдоль, так и поперек топки.
Для отверстий диаметром свыше 100 мм применяют круглые (накладные) люки (рис.
79). Они обычно расположены на верхних продольных загибах кожуха топки и на
цилиндрической части
Рис. 79. Круглый люк:
1 фланец; 2 люк; 3 диск; 4 шпилька
97