котла. Для установки накладного люка к стенке котла приварен фланец 1, имеющий
притирочную поверхность. Люк 2 представляет собой стальной диск, наплавленный
по притирочной по верхности латунью или медью. К люку приварен хвостовик с
квадратом для удобсттва притирки его. Люк устанавливают на фланец и накрывают
нажимным диском 3, который имеет отверстия под шпильки 4 и хвостовик. При
помощи гаек и нажимного диска люк прижимают к фланцу.
На цилиндрической части котла, обычно в верхней части заднего барабана,
установлен люк-лаз для доступа внутрь котла при его осмотре, очистке и
ремонте. К фланцу, приваренному к котлу, при помощи нажимного
кольца, шпилек и гаек прижимается крышка. В месте выреза под лаз внутри
приварена усиливающая подкладка. отверстие диаметром 390 мм
дает возможность человеку влезть в котел.
Для подачи сигналов на паровозе установлен не сложный, но
весьма важный прибор - паровой свисток. При неисправном
свистке запрещается выпускать локомотив под поезд. На большинстве
маломощных паровозов установлены простые однотонные
свистки. Однако с возрастанием мощности паровозов и увеличением длины составов
однотонные свистки с небольшой силой звука стали недостаточными, поэтому в
настоящее время на всех поездных паровозах установлен пятитонный
унифицированный свисток, за основу которого взят свисток паровозов
ФД, Л и Су последнего выпуска.
На рис. 80 показан свисток, установленный на паровозе ФД. В чугунном корпусе 2
помещен бронзовый клапан 3. корпус поставлен на резьбе (в
унифицированном свистке он установлен на фланце) и штуцер 4, который ввернут в
сухопарник. На корпус навинчен чугунный колпак 1,
имеющий в отливке центральное отверстие, заглушенное с обеих сторон, и вокруг
пять полостей различной высоты, закрытых сверху.
При помощи привода, выведенного в будку машиниста, приводят в действие рычаг 7.
Рычаг нажимает на клапан, вследствие чего последний опускается и открывает
проход пару. Через отверстия а, просверленные в колпаке, пар, проходит в
кольцевой зазор б между корпусом и колпаком и сильной струей ударяет в кромки и
полости (резонаторы) колпака, вызывая колебания их и создавая звуковые
волны. Тон звучания зависит от высоты резонатора.
Свисток может также при водиться в действие при помощи воздушного привода.
Для этого под рычагом свистка поставлен цилиндрик 6 с поршеньком 5. Под
действием сжатого воздуха, который подводится к цилиндрику по трубке от тормозной
системы, поршенек 5 перемещается и своим хвостовиком нажимает на
рычаг, открывая клапан свистка.
98