(см. рис. 100) в точку Б и займет крайнее заднее положение.
Поршневое дышло в это время расположится горизонтально.
Дальнейшее вращение колеса будет происходить уже под действием пара, который
поступит в заднюю полость цилиндра, переместит поршень вперед и потянет ползун
и поршневое дышло. Но так как в этот момент палец кривошипа, центр колеса и
поршневое дышло находятся на одной горизонтальной линии, давление пара на
поршень не может сдвинуть и привести во вращательное движение колесо, и поэтому
такое положение механизма называют мертвым.
Для смещения пальца кривошипа из его крайнего положения необходима сила
инерции, под действием которой при вращении колеса палец кривошипа перейдет
точку В, или какая-либо посторонняя сила. Чтобы вывести машину из мертвого
положения, на паровозе устанавливают, как правило, две машины. Усилие от поршня
каждой машины передается пальцам кривошипа, прикрепленным к колесам одной
ведущей колесной пары по отношению друг к другу под углом 90°.
Если палец кривошипа и поршень правой машины находятся в заднем крайнем
положении, в это время палец левой машины будет в нижнем положении, а поршень
приблизительно посередине цилиндра. Такое положение кривошипов и поршней дает
возможность при впуске пара в левый цилиндр сдвинуть его поршень, находящийся в
середине цилиндра, и вывести из мертвого положения правую
машину. Когда поршень совершит ход из крайнего заднего положения в переднее,
палец кривошипа займет крайнее переднее положение Г. Следовательно, ход поршня
1 равен двум радиусам кривошипа в и за этот ход колесо повернется на половину
оборота. В своих крайних положениях поршень несколько не доходит до крышек
цилиндра.
Объем между поршнем в крайнем положении и крышкой цилиндра называется вредным
пространством. Такое название дано потому, что на заполнение этого пространства
приходится затрачивать пар, который не производит в дальнейшем полезной работы.
Однако вредные пространства необходимы для обеспечения
нормальной работы паровой машины. Когда поршень подходит к крайнему положению,
задержанный золотником отработавший пар сжимается поршнем и таким образом во
вредном пространстве образуется упругая паровая подушка,
которая обеспечивает плавный переход поршня через его мертвое положение и
предотвращает удары в движущем механизме.