Рис. 123. Золотник Трофимова паровозов Л и ЛВ:
1 клин; 2 штифт; 3 корончатая гайка; 4 уплотнительные
кольца; 5 раздвижной диск; 6 упорная шайба; 7 направляющая
втулка; 8 скалка; 9 передняя крышка; 10 штуцер; 11
контрскалка
Упорные шайбы, имеющие коническую посадку на скалке, закреплены корончатыми
гайками. Золотниковый диск и упорная шайба имеют притирочные ленты К,
препятствующие пропуску пара из внутренней полости золотниковой камеры в
наружную полость. При раздвижке дисков поступающим в золотниковую камеру паром
ввиду малых радиальных зазоров между упорной шайбой 6 и диском 5, а также между
диском и направляющей втулкой 7, в полости А создается компрессия, необходимая
для мягкой посадки дисков на свои места.
В отличие от других паровозов скалка имеет задний хвостовик конусный, который
при помощи клина 1 соединяется с золотниковым кулачком.
К направляющей втулке контрскалки 11 золотника, установленной в передней крышке
9 золотниковой камеры, через штуцер 10 и сверления в крышке и втулке подводится
смазка от пресс-масленки.
Золотники паровоза П36 целиком взаимозаменяемы с золотниками паровозов Л и ЛВ.
На паровозах Еа и Ем установлены золотники также диаметром 300 мм. Все части
золотников, кроме уплотняющих колец, изготовляют из стали марки Ст5, а скалки
из стали марки 35У или Ст5. Материалом для золотниковых колец служит чугун
марки не ниже СЧ 21-40.
Раздвижные золотники обеспечивают незначительный износ
золотниковых колец и втулок вследствие остановки дисков при беспарном
ходе паровоза.
При беспарнам ходе они позволяют свободно перетекать пару и воздуху
из одной полости цилиндра в другую, что уменьшает сопротивление движению и
предотвращает подсос газов из дымовой камеры в цилиндр.
При движении паровоза без пара, с закрытым регулятором, когда
пар не поступает в цилиндр, а поршень и золотник продолжают двигаться (золотник
предполагается жесткий), в противоположной движению поршня полости цилиндра и
соединенной с ней золотниковой камере происходит разрежение, а
в другой
174