Рис. 149. Валик с плавающей втулкой сцепных дышел:
1 валик; 2 шпонка; 3 запрессованная стальная втулка; 4 плавающая втулка; 6
конусное разрезное кольцо; 6 шайба; 7 гайка; 8 шплинт
Рис. 150. Валик с внутренней подачей жидкой смазки:
1 пружинное кольцо; 2 пробка; 3 войлочная шайба; 4 шайба; 5 валик; 6 клапан; 7
шплинт; 8 прокладка
ка в вилке дышла. Ослабление валика в процессе эксплуатации устраняют
подтягиванием гайки. В хвостовик дышла запрессована стальная втулка 3. Между
этой втулкой и валиком с небольшим зазором поставлена плавающая стальная втулка
4 с отверстиями для прохода смазки. Для того, чтобы валик не вращался,
поставлена шпонка 2. Применение плавающих втулок в сочленениях дышел дает
равномерную выработку валиков и значительно увеличивает срок их службы.
Кроме описанных, на паровозах иногда применяют шарнирные валики с шаровой
втулкой, которую устанавливают между валиком и втулкой, запрессованной в хвостовик
дышла. Такая конструкция сочленения дает возможность поворота
одного дышла относительно другого в горизонтальной плоскости. Подобные валики
применены для соединения первого и второго сцепных дышел паровозов Су. На
паровозах Еа и Ем также применены валики с шаровыми втулками, однако
конструкция самого валика несколько отлична - в нем отсутствует конусное
разрезное кольцо.
Валики изготовляют из стали марки Ст. 2 или 10 с последующей цементацией и
закалкой. На паровозах Л, ЛВ и П36 валики изготовляют из стали марки 45 с
поверхностной закалкой токами высокой частоты, которая повышает их
износоустойчивость.
Для смазывания шарнирного соединения на хвостовике дышла
установлена масленка. Эта масленка бывает в виде приварной
трубки или образованной в теле дышла камеры. Ряд паровозов (Ем, Л, ЛВ, П36)
имеет шарнирные соединения, у которых смазка подается через валик. Шарнирный
валик паровоза Ем имеет центральное сверление, куда запрессовывают
полужидкую смазку через масленку, установленную на наружном торце
его. В валике просверлены три радиальных отверстия под углом 120°,
201