Рис. 211. Схема прохождения кривой экипажем паровоза и тележкой
Но так как поезда и локомотивы следуют по кривым участкам пути с различной
скоростью, а возвышение наружного рельса рассчитано на какую-то определенную
скорость, то, естественно, сила, возникающая от наклона паровоза при
возвышенном наружном рельсе, не может всегда полностью уравновесить
центробежную силу. Одним из основных средств уменьшения воздействия на путь
центробежных и других сил, действующих в поперечном направлении, и повышения
безопасности движения являются паровозные тележки, которые
воспринимают часть веса паровоза, облегчают прохождение кривых участков
пути и уменьшают воздействие его на путь.
Тележка соединена с главной рамой паровоза шарнирно при помощи водила и
шкворня, и поэтому при движении под действием силы реакции рельса тележка
свободно отклоняется внутрь кривой (рис. 211). Экипаж паровоза в
это время в результате действия центробежных сил по инерции стремится двигаться
по прямой. Но тележка имеет еще упругую связь с главной рамой паровоза при
помощи особого пружинного или секторного возвращающего устройства, которое
стремится вернуть тележку в нормальное положение. Но так как тележка
удерживается на рельсовой колее гребнями бандажей, то усилием этого
возвращающего устройства передняя часть главной рамы паровоза будет
притягиваться к тележке и отклоняться внутрь кривой. Таким образом, тележка
облегчает прохождение паровозом кривой и уменьшает боковые нажатия гребней
бандажей на рельсы.
Тележки бывают передние (направляющие) и задние
(поддерживающие). Кроме того, тележки разделяют на одноосные и
двухосные. В грузовых паровозах применяют передние одноосные и задние одноосные
или двухосные тележки. В пассажирских паровозах тележки бывают одноосные и
двухосные как передние, так и задние. Преимущественное применение на
пассажирских паровозах имеют двухосные тележки, обеспечивающие хорошее
вписывание в кривые на больших скоростях и плавный ход на
прямых участках пути.