которое называется трением. Чем грубее обработаны эти поверхности и чем с
большей силой они прижаты друг к другу, тем большая возникает сила
сопротивления, т. е. сила трения. Чтобы преодолеть силу трения, возникающую в
деталях механизмов, агрегатов и машин при их работе, нужно затратить энергию.
Кроме того, в результате трения соприкасающиеся детали подвергаются износу и
нагреву.
Для облегчения работы машин и предохранения трущихся деталей от ненормального
износа и повреждения применяют различные смазочные материалы, которые по своему
происхождению разделяют на растительные, животные и минеральные. Растительные
масла и животные жиры в чистом виде в настоящее
время на железнодорожном транспорте не используют, их при меняют лишь для
приготовления так называемой консистентной (сгущенной) смазки в качестве ее
составных частей. Основным смазочным материалом являются минеральные масла.
Для смазывания трущихся деталей паровоза применяют следующие жидкие смазки:
Осевые масла марок Л и З, используемые для смазывания подшипников
парораспределительного механизма, подшипников дышлового
механизма; приспособленных под жидкую смазку,
букс с подшипниками скольжения. Осевое масло представляет собой
продукт перегонки нефти. Зимнее осевое масло марки
З имеет в два раза меньшую условную вязкость, чем летнее марки Л. Температура
застывания для масла марки Л - минус 15 градусов С, а для масла марки З - минус
40 градусов С. Подача осевого масла на смазываемые поверхности обычно
производится через польстеры, подбивку, фитили
или под давлением от пресс-масленки;
Цилиндровые масла, применяемые для смазывания цилиндров
и золотников, поршневых и золотниковых сальников, машины
углеподатчика и паровой части насоса. Цилиндровые
масла вырабатывают нескольких марок. Цилиндровое масло марки 52 применяют на
паровозах, работающих с высокой температурой перегрева пара (Л,
ЛВ, ФД, СО и П36), а цилиндровое масло 38 и вапор Орского завода
- на всех остальных паровозах с перегревом пара.
Температура вспышки цилиндрового масла 52 равна 310 градусов С,
масла 38 - 300 градусов С, и масла 24 - 240 градусов С. Условная вязкость
цилиндровых масел в зависимости от марки бывает в пределах 3,0-8,5
градусов (при температуре 100 градусов С). Цилиндровые масла не должны
образовывать нагара на стенках цилиндров, поршней и золотников, который
повышает износ поршневых и золотниковых колец.
Турбонасос водоподогревателя смазывают турбинным маслом
22 (Л), а насос горячей воды - цилиндровым маслом 24, 38 или
52. Части движущего механизма машины углеподатчика смазывают
индустриальным маслом 45, которое заливают в картер машины. Редуктор
углеподатчика смазывают зимой индустриальным маслом 45, а летом -
солидолом УС-2. Для смазывания машины углеподатчика, работающей
насыщенным паром, применяют цилиндровое масло 24.
357