Консистентные смазки, используемые на
паровозах, представляют собой минеральные масла, смешанные с загущающими
веществами. Цвет консистентных смазок различен от светло-желтого до
темно-коричневого.
На паровозах применяют следующие виды консистентных смазок:
Твердую смазку ЖД-1 для смазывания дышловых подшипников
с плавающими втулками и разрезных дышловых подшипников, приспособленных под
использование твердой смазки. В зимнее время года для этих
целей при меняют смазку ЖДСК;
Твердую смазку ЖБ, служащую для смазывания букс паровозов ФД,
приспособленных под твердую смазку. Смазку ЖД-1 выдают в виде расфасованных
свечей, а смазку ЖБ в виде брусков по форме подбуксовой коробки.
Кроме твердых консистентных смазок, применяют мазеобразную консистентную
кулисную смазку ЖК для смазывания валиков кулисного и
парораспределительного механизмов, подшипников, приспособленных
под мазеобразную смазку, торцов и направляющих букс,
работающих на твердой смазке, опор топок, рессорного подвешивания
паровозов ФД, Л и т. д. Кулисную мазеобразную смазку приготовляют из
индустриального масла и специального мыла.
Консистентную смазку подают на трущиеся поверхности через масленки,
имеющие обратные клапаны, при помощи ручного пресса.
Для смазывания роликовых букс движущих и бегунковых осей, приспособленных под
жидкую смазку, применяют круглогодично авиационное масло МС-20
или автолы АКп-10, АСп-10 и АС-10.
В качестве консистентной смазки для роликовых букс бегунковых,
поддерживающих, а также тендерных осей используют железнодорожную
смазку 1-ЛЗ. Такая смазка имеет вид однородной маслянистой мази,
от светло-желтого до коричневого цвета. Консистентную смазку 1-ЛЗ применяют
также для смазывания дышловых роликоподшипников паровоза П36. Смазывание игольчатых
подшипников производят жировым солидолом марок
УС-2 (Л) и УС-3 (Т).
Для подачи смазки к цилиндрам и золотникам паровой машины, машине
углеподатчика, насосам и другим вспомогательным устройствам на паровозе
устанавливают смазочные приборы.
На всех паровозах с перегревом пара для подачи смазки к трущимся частям паровой
машины, а при централизованной смазке и к буксам устанавливают пресс-масленки,
представляющие собой многоцилиндровый масляный насос, который
нагнетает смазку под давлением к трущимся частям. На паровозах устанавливают
восьмиотводные и четырнадцатиотводные пресс-масленки.
358