Паровозный водоподогреватель является важным средством экономии топлива
и повышения экономичности паровоза. Подогрев питательной воды перед
ее поступлением в котел осуществляется за счет отдачи тепла отработавшим в
машине пара.
Потери с отработавшим паром составляют 35-55 процентов тепла от
сжигаемого в топке паровоза топлива. Частично отработавший пар используют для
подогрева воды. Полностью использовать для подогрева воды отработавший пар не
представляется возможным, так как он расходуется в конусно-вытяжном устройстве
паровоза для создания тяги.
Применение паровозного водоподогревателя дает следующие выгоды:
достигается 6-8 процентов экономии топлива; часть отработавшего пара
возвращается в котел в виде конденсата, что на 10-12 процентов сокращает расход
воды;
при нагревании воды в водоподогревателе происходит выделение из нее кислорода
и углекислоты и выпадение солей временной жесткости,
вредно влияющих на стенки котла;
достигается возможность питать котел нагретой водой небольшими
порциями, что не вызывает резкого падения котлового давления и уменьшает температурные
напряжения котла.
В результате проведенных опытов было установлено, что наиболее экономичными
являются водоподогреватели типа смещения. В 1948 г. Брянский
паровозостроительный завод изготовил и испытал первый образец
водоподогревателя типа смещения (рис. 262). Такой водоподогреватель установлен
на паровозах П36, ЛВ и Ем. В порядке модернизации им также оборудованы паровозы
Еа, СО, ФД и Су. Этот водоподогреватель имеет следующие основные части:
смесительную камеру (подогреватель) 9, питательный поршневой насос 14 и
турбонасос 31.
Подогрев питательной воды производится отработавшим паром, отбираемым от конуса
или паровыпускных труб паровой машины и от питательного поршневого насоса. Пар
по трубе 8 через обратные клапаны 1 поступает в смесительную камеру 9.
Одновременно в смесительную камеру турбонасосом 31 по трубе 22 подается холодная
вода из тендерного бака. В смесительной камере через клапан 6 вода
разбрызгивается, смешивается с отработавшим паром и таким образом
подогревается. Горячая вода из смесительной камеры по трубке 12 самотеком идет
к водяному цилиндру питательного поршневого насоса 14, который по трубе 13
через питательный клапан 10 подает воду в котел.
372