пассажирский паровоз типа 2-3-0 серии Б; Коломенский
завод такого же типа паровозы серии К и в дальнейшем
усовершенствованные серии КУ. Сормовский завод в 1911 г.
построил мощный по тому времени пассажирский паровоз типа 1-3-1 серии С,
который явился прототипом паровоза Су. Луганским заводом в
1912 г. был построен мощный грузовой паровоз типа 0-5-0 серии Э, оказавшийся
лучшим из всех применявшихся тогда паровозов и получивший впоследствии большое
распространение на наших железных дорогах. Однако в условиях капиталистического
строя царской России отечественное паровозостроение не получило необходимого
развития. Только после Великой Октябрьской социалистической революции, давшей
неоценимые возможности для роста творческих сил во всех областях науки и
техники, отечественное паровозостроение стало развиваться быстрыми темпами.
Благодаря заботам партии и правительства на железнодорожном транспорте была
проведена огромная работа по его реконструкции и оснащению новой техникой. Уже
в 1925 г. Коломенский завод спроектировал и построил новый пассажирский паровоз
Су, который являлся одним из лучших пассажирских паровозов. Начиная с 1926 г.,
на протяжении длительного периода на паровозостроительных заводах строили
усовершенствованные и усиленные грузовые паровозы Эу, Эм и Эр.
За годы пятилеток локомотивный парк наших железных дорог пополнился новыми
мощными и экономичными локомотивами. Советскими конструкторами и
паровозостроителями в 1931 г. был создан самый мощный в Европе грузовой паровоз
типа 1-5-1 серии ФД, а в 1932 г. на Ворошиловградском паровозостроительном
заводе началась серийная постройка этих паровозов.
В начале 1932 г. был разработан проект мощного пассажирского паровоза типа
1-4-2 серии ФДП. В этом же году первый паровоз этой серии был построен
Коломенским паровозостроительным заводом.
Большое значение для развития паровозостроения имели решения 17 съезда
Коммунистической партии Советского Союза (1934 г.). Съезд наметил увеличение
парка локомотивов с одновременным переходом к более мощным и совершенным типам.
Было установлено, что во втором пятилетии мощный паровоз ФД должен стать
основной единицей грузового парка, а паровоз ФДП основной единицей
пассажирского парка.
В 1934 г на Харьковоком паровозостроительном заводе был
построен паровоз типа 1-5-0 серии СО. Паровозы этой серии строили на различных
заводах до 1950 г. Они имели большее распространение на сети дорог. Коломенский
завод совместно с Харьковским с 1936 по 1941 г. выпускал паровозы СО с
устройством для конденсации отработавшего пара.
В результате оснащения железных дорог новой техникой и применения передовых
методов работы железнодорожный транспорт справился с плановыми заданиями по
перевозкам как в период
6