Рис. 24. Циркуляционные трубы и свод
кожуха, а через нижние концы труб поступают новые порции воды, т. е. происходит
непрерывное течение воды через трубы (циркуляция).
Помимо улучшения циркуляции воды в котле, циркуляционные трубы служат опорой
для кирпичного топочного свода.
В зависимости от размеров топки в огневой коробке устанавливают три или четыре
циркуляциониые трубы с внутренним диаметром 79 мм. Концы труб развальцовывают и
отбуртовывают со стороны воды, а затем приваривают со стороны огня К стенкам
огневой коробки. Циркуляционные трубы подвержены воздействию высокой
температуры в топке, поэтому их изготовля;ют из жаростойкой
хромомолибденовой стали марки 15ХМ (гост 4543 11). В стенках
кожуха топки против циркуляционных труб имеются отверстия с пробками, через
которые можно производить осмотр и очистку этих труб.
Топочный свод (арку) выладывают из огнеупорного фасонного
кирпича. Свод удлиняет путь газов в огневой коробке, что способствует более
полному догоранию летучих веществ топлива и уменьшению уноса.
Кроме того, нагретый свод защищает жаровые и дымогарные трубы от
действия холодного воздуха, который попадает в топку через
слой топлива и шуровочное отверстие. Длина свода
составляет примерно 50 процентов длины колосниковой решетки (при угольном
отоплении).
На паровозах применяют также поперечнные циркуляторы, имеющие
Т-образную форму. Устанавливают их поперек топки, соединяя боковые водяные
промежутки топки с пространством над потолком огневой коробки. Поперечные
циркуляторы были поставлены, например, на паровозе П36. Установка таких
циркуляторов обеспечивает хорошую циркуляцию, а также предохраняет боковые
стенки топки от перегрева и потолок огневой коробки от оголения при низком
уровие воды в котле в тех случаях, когда вода уходит в переднюю часть котла при
движении паровоза по спуску или при резком торможении.
Поперечные циркуляторы, служащие также опорой для кирпичного свода, более
сложны в изготовлении, чем циркуляционные трубы. В эксплуатации у них возникают
трещины в сварных швах и они обгорают. При заводском ремонте
паровозов П36 поперечные циркуляторы заменяют продольными циркуляционными
трубами.
32