электродвигателем. Применение приспособлений с корундовыми
камнями для указанных целей не разрешается.
Перед постановкой труб в котел производят ремонт трубных решеток
в требуемом объеме. Каждое отверстие в решетке должно иметь цилиндрическую
форму, острые кромки скруглены радиусом 2 мм, диаметр в пределах установленных
допусков. Овальность отверстия при всех видах ремонта для дымогарных труб не
должна превышать более 0,3 мм, а для жаровых не более 0,5 мм; конусность
отверстий не допускается. После подготовки в отверстия задней решетки
производят постановку прокладных колец из красной меди.
Наружный диаметр кольца должен быть меньше диаметра отверстия не более как на
0,5 мм, а его ширина на 1-2 мм более толщины стенки решетки. Толщина стенки
прокладного кольца для дымогарных труб колеблется в пределах 1,5-2,0 мм, а для
жаровых 2,5-3 мм. В целях экономии цветных металлов разрешается
использование прокладных колец, бывших в употреблении после отжига, если их
толщина не менее 1,5 мм и при отсутствии в них трещин. Кольца в отверстиях
укрепляют вальцеванием с последующей отбортовкой со стороны
водяной поверхности решетки. После укрепления торец кольца не должен доходить
до огневой поверхности на 1 мм для обеспечения качественной приварки бортов
труб к решетке, что проверяется шаблоном.
Трубы в котел ставят с таким расчетом, чтобы задние концы обязательно имели
упор обжатой частью в решетку. Это необходимо для герметизации
соединения. После постановки нормальный выход концов труб над поверхностью
задней решетки должен быть 6-8 мм для дымогарных и 7-9 мм для жаровых труб, что
проверяется шаблоном. Концы труб из передней решетки могут выступать на 10-30
мм.
Трубы в решетках укрепляют вальцеванием при помощи роликовых вальцовок.
В завальцованной части поверхности труб должны быть ровными, гладкими и иметь
блестящий оттенок, без наличия отслоений, плен, волнистости, рисок; переходы от
вальцованной к невальцованной поверхностям должны быть плавные, без подреза
стенок После отбортовки концов труб образование борта и плотное прижатие его к
поверхности решетки производят при помощи пневматического молотка
с постоянным перемещением чеканки по окружности. Высота борта у дымогарных труб
должна быть в пределах 3-4 мм, у жаровых 4-6 мм. Между решеткой и бортом трубы
не должно быть пустот, борт по всему периметру должен плотно прилегать к
поверхности решетки. При комплектной смене труб герметичность их соединений с
решетками проверяют гидравлическим испытанием котловым давлением плюс 5 кГ/см 2
.
Приварку бортов труб к решетке (завершающаяся ремонтная операция) выполняют
электродуговой сваркой электродами толщиной 3-4 мм для дымогарных
и электродами толщиной 4-5 мм для жаровых труб. Приварку бортов можно
производить после гидравлического испытания котла или после
пробной обкатки па-
130