щеками ползуна. Как видно из рис. 132, нижняя параллель охватывается ползуном и
имеет три рабочие поверхности: верхнюю, и две боковые. Верхняя параллель имеет
только одну рабочую поверхность нижнюю.
На более мощных паровозах, где от поршня через ползун и
ведущее дышло на палец кривошипа передается большое усилие, установлены многоплоскостные
ползуны. Стальной корпус многоплоскостного ползуна паровоза ФД в
верхней части имеет выфрезерованные рабочие поверхности, которыми ползун
опирается на соответствующие плоскости параллели. Рабочие поверхности ползуна
армировались латунью Л62 и заливались баббитом
марки Б16. Однако сейчас заливку ползуна производят менее дефицитным и более
дешевым антифрикционным сплавом ЦАМ 9-1,5. Основные элементы этого сплава: алюминий
8,0-11 процентов; медь 1,0-2,0 процентов; магний
0,03-0,06 процентов; цинк - остальное.
Преимуществом такого ползуна является небольшое удельное давление в месте
соприкосновения плоскостей ползуна и параллели, сравнительно небольшой вес, а
также то, что внутренние рабочие поверхности ползуна лучше защищены от пыли и
грязи. Однако обработка рабочих плоскостей ползуна и параллели представляет
довольно сложную операцию.
Наружный конец валика, соединяющего ползун с шатуном, заканчивается цапфой, на
которую надевают тягу маятника. Радиальные смазочные
отверстия просверлены в валике как в месте посадки головки
ведущего дышла, так и в цапфе для тяги маятника. На внутренних поверхностях щек
ползуна поставлены стальные армированные латунью шайбы, которые предохраняют
стальные поверхности передней головки дышла от износа.
Ползун паровозов Л и ЛВ (рис. 133) представляет собой массивную стальную
отливку, верхняя часть которой имеет в поперечном сечении Т-образную форму. Эта
часть ползуна при монтаже входит в соответствующий по форме паз параллели.
Поверхности этой части ползуна заливались слоем баббита Б16 толщиной 3 мм.
Вместо баббита введена заливка антифрикционным цинковым сплавом ЦАМ 9-1,5. Для
лучшего удержания заливки в полках ползуна сделаны сверления, которые заполняют
сплавом.
Заливку ползуна сплавом ЦАМ 9-1,5 обычно производят с так называемым
металлургическим способом крепления. После соответствующей очистки и подготовки
полки ползуна погружают в ванну с расплавленным цинком с
температурой 500-550 градусов С и таким образом оцинковывают поверхности полок.
После оцинковывания при помощи предварительно подогретой формы ползун заливают
сплавом, нагретым до температуры 450-480 градусов С.
Корпус ползуна 1 соединен со скалкой поршня клином 5. С поршневым дышлом ползун
соединен валиком 7. Во внутренней стенке ползуна валик имеет конусную посадку,
а с наружной стороны закреплен конусной разрезной втулкой 4, корончатой гайкой
6 и штифтом 11. Однако при ремонте заводской валик заменяют унифицированным,
изображенным на рис. 131.
186