Как известно, для смазывания пальцев кривошипов
и шарнирных валиков дышел применяют твердую и жидкую смазку в
зависимости от того, к какому виду смазки приспособлен дышловой механизм.
Заправку масленок дышел и пальцев кривошипов твердой смазкой
производят при помощи ручного винтового пресса (см. рис. 260)
до полного заполнения ею масленки и до выхода смазки в зазор между
втулкой или подшипником и шейкой пальца. Для лучшего прохода смазки к трущимся
поверхностям запрессовку производят сразу же по прибытии паровоза из
поездки, пока головки дышел и втулки не остыли.
После прохода паровоза на экипировку или в стойло депо
рекомендуется добавить смазки. Обычно заправки масленок
твердой смазкой хватает на поездку, и лишь в случае сильного
грения отдельных пальцев или валиков приходится добавлять ее в
пути следования.
Дышловые подшипники, приспособленные под жидкую смазку,
заправляют следующим образом. Фитили нужно обязательно вынуть
и пропустить через трубочку немного масла, чтобы убедиться, что отверстие в
дышле и трубочка не засорены и смазка проходит на шейку пальца. Если отверстие
засорено, его прочищают, а затем устанавливают фитиль. Только
после этого масленку заливают маслом и плотно закрывают
пробкой. Затем заполняют смазкой масленки шарнирных валиков дышел.
Фитили изготовляют из шерстяной пряжи и укрепляют к стержню из тонкой мягкой
проволоки. На конце проволочного стержня делают кольцо, которое не дает
возможности фитилю провалиться в смазочное отверстие. Фитиль,
поставленный в трубку с умеренной плотностью, не должен доходить до шейки
пальца или валика на 6-10 мм, а верхний конец его должен несколько свисать из
трубки. Чтобы обеспечить хорошую подачу смазки, фитили должны быть чистыми, не
свалявшимися и их следует периодически промывать керосином.
Причем зимой фитили ставят несколько слабее в смазочной
трубке, так как смазка зимой более густая.
После смазывания дышловых подшипников и валиков таким же способом заправляют
фитильные масленки ползунов, параллелей, сальников и т. д.
Чтобы не допускать нагрева дышловых подшипников и других трущихся деталей,
нужно постоянно проверять подачу смазки. При этом нужно иметь
в виду, что подшипники, работающие на твердой смазке, при движении паровоза
обычно несколько нагреваются, в результате чего смазка
понемногу подплавляется и проходит на трущиеся поверхности. Если же происходит
сильное грение и быстрое расплавление смазки, что может быть
результатом недостаточной подачи ее или неисправности подшипника, то в этом
случае головке дышла и пальцу нужно дать остыть и запрессовать новую смазку,
добавляя ее в пути до прекращения нагревания.
Если обнаружено грение подшипников, работающих на жидкой
смазке, нужно на стоянке вынуть фитиль, проверить его плотность в трубке и
подачу смазки на шейку. Греющийся подшипник нужно обильно смазать
и следить за ним.
221