Подшипники, втулки и валики парораспределительного
механизма смазывают жидкой или мазеобразной смазкой. Порядок
заправки фитильных масленок жидкой смазкой такой же, как и для
масленок дышлового механизма.
Парораспределительный механизм современных паровозов приспособлен под
мазеобразную смазку. Запрессовку смазки производят через клапанные масленки
при помощи ручного пресса до тех пор, пока смазка не выйдет в
зазор между смазываемыми поверхностями. Целесообразно заправку масленок
мазеобразной смазкой, так же как при твердой смазке, производить
сразу же по прибытии паровоза из поездки.
Масленка, от которой идут маслопроводные трубки к параллели, поршневой скалке и
кривошипу валика распределительной головки воздушного реверса, должна быть
залита маслом. Заправляют также масленку, установленную на воздухопроводе к
реверсу, откуда масло через вентиль попадает в трубу и уносится
воздухом к золотнику распределительной головки и в воздушный цилиндр.
Перед смазыванием следует спустить воду из цилиндра реверса через спускные
краники.
Если к отдельным точкам парораспределительного механизма имеется подвод
смазки от пресс-масленки, нужно через обратные клапаны проверить
ее подачу. Заливают маслом также масленки подшипников кулисы, переводного вала,
переводного винта и направляющих золотникового кулачка.
В зимнее время рекомендуется жидкую смазку предварительно подогревать,
а для облегчения запрессовки твердой смазки свечи слегка покрывать жидким
маслом.
При осмотре движущего и парораспределительного механизмов нужно при помощи ключа
и молотка проверить прочность укрепления болтов, гаек, шпилек
и шплинтов. Проверяют, нет ли погнутости или признаков трещин
в дышлах и тягах.
Суммарный зазор (по стальной втулке и пальцу) плавающих втулок
в эксплуатации должен быть в пределах 0,8-3,5 мм, а зазор между втулочным
подшипником и пальцем по диаметру 0,3-5 мм. Нельзя допускать превышения этого
предельного зазора, так как дышла будут сильно стучать, а
втулки разбиваться. При твердой смазке втулочных подшипников нужно следить,
чтобы между пальцем и втулкой всегда был хороший слой смазки, что обеспечивает
уменьшение износа и смягчает удары в дышловом механизме.
Разъемные клиновые подшипники дышел должны быть правильно и своевременно
отрегулированы. Роликовые и игольчатые подшипники перед каждым выездом под
поезд подвергать осмотру. В пути следования периодически проверять повышенный
нагрев подшипниковых узлов. При этом наибольшая рабочая
температура не должна превышать: для роликовых подшипников 80
градусов С и для игольчатых - 40-45 градусов С. Проверку нагрева производят
тыльной стороной кисти руки. Кроме того, при осмотре проверяют
затяжку крышек подшипников, целость болтов, крепление валиков, отсутствие
пропуска смазки крышками и уплотнениями.
222