бронзовых деталей стальными армированными и пластмассовыми. Уже отмечено, что в
унифицированных буксах основных серий паровозов предусмотрено изготовление
стальных корпусов подшипников, армированных бронзой.
Торцовые шайбы букс также изготовляют стальными, армированными бронзой или
сплавом ЦАМ 9-1,5. Для удержания армировки на лицевой стороне стальной шайбы
делают концентрические проточки-пазы в форме ласточкина хвоста. На внутренней
поверхности стального корпуса подшипника также делают подобные кольцевые или
винтовые проточки.
В результате проведенных испытаний удалось внедрить на паровозах СО и Эви (при
очередных заводском и подъемочном ремонтах) торцовые шайбы из
пластмассы - древеснопрессованной крошки (ДПК) с винтовым креплением.
Испытывается также клеевой метод крепления торцовых шайб взамен винтового. Вес
пластмассовой торцовой шайбы в 5-7 раз меньше веса металлической шайбы.
Изготовляют также опытные наличники букс паровозов Л и ЛВ вместо бронзы из
пласмассы ДПК как с винтовым, так и клеевым креплением.
В настоящее время подвижной состав железных дорог все шире оборудуют роликовыми
подшипниками, применение которых уменьшает сопротивление движению, особенно при
трогании с места, сокращает расход цветного металла и смазки, увеличивает срок
службы и надежность работы ходовых частей, сокращает расходы на ремонт и
эксплуатацию экипажной части. Роликовыми подшипниками оборудованы паровозы П36,
а также небольшие партии паровозов Л и ЛВ.
На рис. 194 показана роликовая букса движущей оси
пассажирского паровоза П36. Корпус буксы представляет собой массивную отливку
из стали марки 35Л11, охватывающую обе шейки оси и состоящую из верхней части 1
и нижней части 10, которые соединены между собой болтами. Помимо своего
основного назначения, корпус буксы служит резервуаром для смазки, которая
заливается через отверстие, закрываемое пробкой 12 с масломером.
Спуск загрязненной смазки производят через отверстие, закрытое
пробкой 9.
По краям корпуса буксы на шейках оси установлены двухрядные конические роликовые
подшипники 4 (ЦБК-541К), имеющие размеры 260 Х 420 Х 170 мм
(внутренний диаметр Х внешний диаметр Х ширина). Первые шесть паровозов П36
имеют роликоподшники меньшего размера (ЦКБ-515). Каждый подшипник состоит из
втулки, напрессованной на шейку оси, двух рядов роликов с сепараторами и двух
втулок, вставленных в корпус буксы. С внутренней стороны подшипника на шейке
установлено упорное кольцо 2. С обеих сторон наружных втулок подшипника
поставлены регулировочные полукольца 3. С наружной стороны подшипника на шейку
надето маслоотбойное кольцо 5 и лабиринтная втулка 7. В корпусе буксы вставлено
состоящее из двух
267