сторону, счетчик километров должен только
суммировать пройденный путь и т. д.
Реверсивное устройство состоит из двух свободно сидящих на приводном валу 23
конических шестерен 4 и 6, имеющих на ступицах храповые вырезы. На этом же валу
жестко посажены дисковые втулки 3, к торцам которых закреплены собачки 2,
прижатые пружинками к ступицам шестерен 4 и 6.
При вращении приводного вала по часовой стрелке,
соответствующем переднему ходу паровоза, нижняя коническая
шестерня 4 зацепляется собачкой 2 нижней втулки 3, вращается вместе с приводным
валом и сообщает вращение горизонтальной оси 21 скоростемера против часовой
стрелки. Собачка 2 верхней втулки 3 в это время скользит по храповому вырезу
верхней конической шестерни 6. При вращении приводного вала против часовой
стрелки, соответствующем заднему ходу паровоза,
верхняя коническая шестерня 6 зацепляется собачкой 2 верхней втулки 3,
вращается вместе с валом и сообщает вращение горизонтальной оси 21 также против
часовой стрелки.
Измеритель скорости. Скоростемер измеряет и показывает среднюю
скорость движения паровоза за каждую секунду. Измеритель скорости
состоит из сегментного устройства, часового хода измерителя
скорости и механизма подзавода.
При помощи сегментного устройства измеряется пройденный путь, а при помощи
часового механизма время, механизм подзавода и обеспечивается
постоянная работа часового хода. Сегментное устройство имеет шлицевый валик 17,
по которому независимо один от другого перемещаются три сегмента 18, имеющих на
наружной поверхности нарезку. Шлицевый валик 17 вместе с сегментами получает
вращение через пару конических шестерен 12 от часового механизма и вращается с
постоянной скоростью один оборот за 3 сек.
На оси 19 посажен ведущий ролик 20, который через пару зубчатых колес получает
вращение от оси 21 прибора со скоростью, пропорциональной скорости движения
паровоза. Этот ролик также имеет нарезку и постоянно находится в зацеплении с
одним из сегментов. При вращении ведущий ролик поднимает по вертикали сегмент,
находящийся с ним в зацеплении. Кроме ведущего ролика 20, имеется фиксирующий
ролик 16, который расположен под углом 120 градусов к ведущему и также
постоянно находится в зацеплении с одним из сегментов.
Работа сегментного устройства протекает следующим образом: в первую секунду
сегмент, находящийся в зацеплении с вращающимся ведущим роликом 20, поднимается
этим роликом на высоту, соответствующую средней скорости движения паровоза. Во
вторую секунду в результате поворота шлицевого валика поднятый первый сегмент
сцепляется с фиксирующим роликом 16, который удерживает его в этом положении.
Ведущий ролик в это время поднимает второй сегмент. В третью секунду при
дальнейшем повороте валика первый сегмент выходит из зацепления
390