поршень 13 совершает возвратно-поступательное движение,
которое через движущий механизм 15 передается колесной паре. Таким образом,
прямолинейное движение поршня превращается во вращательное
движение движущего колеса.
При помощи сцепных дышел часть усилия, получаемого ведущим колесом от паровой
машины через ведущее дышло, передается остальным движущим колесам, которые
также приводятся во вращение. Благодаря наличию трения (сцепления) между
колесами и рельсами происходит перекатывание колес по рельсам, т. е. движение
паровоза.
Пар, отработавший в паровой машине, по трубам поступает в конус 10. Струя пара,
вытекающая из конуса, создает разрежение в дымовой камере и топке, обеспечивая
интенсивный приток воздуха к горящему на колосниковой решетке топливу и тягу
газов из топки.
По ширине колеи паровозы бывают ширококолейные (расстояние
между головками рельсов 1520 мм) и узкоколейные. По размещению
запасов воды и топлива они подразделяются на тендерные и танк-паровозы,
у которых вода и топливо расположены на самом паровозе.
Паровозы имеют движущие (сцепные), а также бегунковые
и поддерживающие колесные пары. В зависимости от количества
движущих, бегунковых и поддерживающих колесных пар паровозы разделяются на
типы. Современные паровозы имеют от трех до пяти движущих колесных пар.
Количество бегунковых и поддерживающих колесных пар обычно бывает не более
двух. Так, например, паровоз Су, имеющий одну бегунковую, три движущих и одну
поддерживающую колееные пары, обозначается цифрами 1-3-1, которые характеризуют
его тип, или его колесную характеристику. Паровоз серии Э с пятью движущими
колесными парами, не имеющий бегунковых и поддерживающих колесных пар,
относится к типу 0-5-0; паровоз П36 с четырьмя движущими, двумя бегунковыми и
двумя поддерживающими колесными парами обозначается 2-4-2.
Паровозы бывают двух-, трех- и четырехцилиндровые, а по
системе паровой машины однократного и двукратного расширения.
В настоящее время на наших железных дорогах работают только двухцилиндровые
паровозы с паровой машиной однократного расширения.
Партия построенных одинаковых паровозов называется серией. Для различия
отдельных серий паровозов у нас принято присваивать им буквенные обозначения
русского алфавита, которые обычно даются по наименованию завода, разработавшего
данный паровоз по имени конструктора, спроектировавшего его, а иногда серию
паровоза обозначают свободной буквой алфавита.
Например, паровоз серии С разработан Сормовским заводом,
9