паровоз серии К Коломенским заводом,
паровоз серии Б Брянским заводом, паровоз серии Л обозначен
так по имени его конструктора Лебедянского. Серия модернизированного паровоза Л
обозначена двумя буквами ЛВ (Ворошиловградский).
Некоторым сериям паровозов, построенным в советское время, присвоены
обозначения из двух букв по имени и фамилии руководителей партии и
правительства: ФД Феликс Дзержинский, СО Серго
Орджоникидзе.
Многие серии паровозов имеют еще дополнительные обозначения к
основной букве (индексы), например: Су усиленный,
Эм модернизированный, СОм с механическим углеподатчиком и т.
д.
На некоторых паровозах изменение конструкции отмечено цифрой, поставленной
рядом с серией и обозначающей нагрузку от движущей оси на рельс в тоннах,
например: ФД20 Нагрузка от оси на рельс 20 т, ФД21 нагрузка 21 т, СО17, СО18
или СО19 с соответствующими этим цифрам нагрузками от оси на рельс.
Грузовые паровозы. Паровоз Э типа 0-5-0 средней мощности
имеет котел с поверхностью нагрева около 200 м 2 , давлением пара 12 кТ/см 2 ,
и площадью колосниковой решетки 4,2 м 2 , с пароперегревателем. Паровая машина
двухцилиндровая однократного расширения. С 1926 г. паровозы строили с усиленным
пароперегревателем, несколько увеличенной колосниковой решеткой и рядом других
усовершенствовании, и им была присвоена серия Эу.
В 1931 г. паровоз Эу подвергся дальнейшей модернизации. Котловое давление в нем
было повышено до 14 Кг/См 2 , соответственно были усилены детали движущего
механизма и он получил название Эм. В 1934 г. этот паровоз был еще раз
реконструирован: изменению подвергся котел, топка которого была удлинена, что
дало возможность увеличить площадь колосниковой решетки до 5,09 м 2 . Этим
паровозам была присвоена серия Эр.
При возобновлении постройки паровозов серии Эр после Великой отечественной
войны был дополнительно усилен пароперегреватель, введена централизованная
смазка букс и проведеп ряд других усовершенствований.
Паровозы Еа, Ее, Еф, Ел типа 1-5-0, построенные в 1915-1917 гг., имеют
поверхность нагрева котла около 240 м 2 , площадь колосниковой решетки 6 м 2 и
двухцилиндровую паровую машину однократного расширения. Паровозы Еа и Ем,
построенные в 1944-1946гг., имеют уоиленный пароперегреватель, механический
углеподатчик, воздушный реверс, централизованную смазку букс и ряд других
усовершенствований. Паровоз серии Е спроектирован советскими инженерами и
строился в США и Канаде.
10