диаметр насадков конуса, тем сильнее становится тяга.
Однако с уменьшением диаметра насадка увеличивается противодавление на поршень,
увеличивается сопротивление выпуска пара, а следовательно, уменьшается мощность
и сила тяги паровоза и, кроме того, увеличивается
расход топлива.
Четырехдырный конус паровоза Л имеет два размера насадков диаметром 70 и 75 мм.
Однодырный конус паровоза П36 имеет три размера насадков диаметром 160, 170 и
180 мм, при этом на каждый паровоз изготовляют два комплекта насадков всех
размеров: Один - обычные круглые насадки и другой с рассекателями.
Устанавливают конус строго по оси дымовой трубы, чтобы парогазовая струя
правильно входила (вписывалась) в устье трубы. Перекос
конуса нарушает правильную работу дымовытяжного устройства. Корпус
конуса и конусные насадки отливают из чугуна.
Конусы переменного сечения имели в отверстии центрально расположенную «грушу»,
которую при помощи привода можно было перемещать в вертикальном направлении и,
таким образом, изменять выпускное сечение. Вследствие того, что неумелое
пользование переменным конусом приводило к увеличенному расходу топлива и
вредно отражалось на состоянии котла, переменны конусы в свое время были
заменены конусами постоянного сечения.
Дымовую трубу устанавливают на дымовой камере так, чтобы ось ее была
перпендикулярна к продольной оси котла и лежала с ней в одной плоскости. На
старых паровозах дымовые трубы имели значительную высоту
(насколько позволял габарит), но по мере увеличения мощности и
размеров паровоза высоту трубы вследствие ограничения по габариту уменьшали. На
современных наровозах уменьшение высоты трубы над дымовой камерой компенсируют
удлинением ее внутрь дымовой камеры.
Дымовые трубы отливают из чугуна; они могут быть цельнолитыми или состоящими из
двух-трех частей.
На рис. 37 показана дымовая камера паровоза ЛВ с расположенными в ней
дымовытяжным устройством, искрогасителем, сифоном, коллектором
пароперегревателя и смесительной камерой водоподолревателя. На рисунке видно,
что за счет промежуточной вставки и раструба дымовая труба значительно удлинена
в дымовую камеру.
На паасажирском паровозе П36 дымовая труба состоит из четырех частей:
ообственно трубы, фланца трубы, промежуточной вставки и раструба. Фланец трубы
отлит из стали. Исследованиями установлено, что для эффективной работы
конусно-вытяжного устройства большое значение имеют размеры и форма дымовой
трубы, а также ее расположение относительно конуса.
Для улучшения работы дымовытяжного устройства, по предложению К. Э. Золотарева
и А. С. Гордеева верхняя часть дымовой трубы паровоза ФД в
свое время была удлинена на 550 мм, а раструб удлинен цилиндрической вставкой
на 400 ММ. Подобное изменение дымовытяжного устройства произведено в порядке
модер-
45