Рис. 39. Сеточный искрогаситель
Искры, вылетающие из жаровых и дымогарных труб, ударяясь о сетку,
раздробляются, часть из них гаснет и оседает в дымовой камере, а часть все же
проходит через отверстия в сетке и уносится в дымовую трубу. Сетка
искрогасителя довольно быстро прогорает и требует частой
смены.
Искрогасительные сетки следует периодически очищать металлической щеткой,
так как забивание ячеек изгарью и смолистыми веществами
увеличивает сопротивление проходу газов.
На паровозах ФД, Еа, Л, ЛВ и П36 установлен так называемый дефлекторный
самоочищающийся искрогаситель (см. рис. 33). Он состоит из
вертикального листа 7, горизонтального листа 8, сетки 9 и регулирующей отбойной
заслонки 10. Поток газов и уносимых частиц угля, ударяясь в вертикальный лист,
проходит под нижним горизонтальным листом, огибает регулирующую отбойную
заслонку, снова ударяется в отражательный лист 14 и выходит через сетку в
трубу. Мелкие горящие частицы угля, проходя длинный путь в дымовой камере, от
резких поворотов и ударов размельчаются, догорают и выходят в дымовую трубу с
незначительным запасом тепла, что в большинстве случаев исключает возможность
возникновения пожаров. При таком искрогасителе (вернее искродробителе)
изгарь в дымовой камере не скопляется, а выносится вместе с
потоком уходящих газов в атмосферу.
Аналогичная конструкция дефлекторного искрогасителя паровоза ЛВ показана на
рис. 37. Однако поток газов и несгоревших частиц здесь проходит более длинный
путь, так как дымовая камера этого паровоза из-за размещения в ней смесительной
камеры водоподогревателя длиннее, чем у других паровозов.
Более эффективным, чем сеточный, на паровозах с ручным отоплением
является искрогаситель, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским
институтом железнодорожного транспорта (ЦНИИ МПС) и работающий по принципу дробления
и истирания изгари. Этот искрогаситель представляет собой
разборный кожух из листовой стали, установленный между конусом и дымовой
трубой. В передней его части имеется направляющий аппарат,
состоящий из нескольких горизонтальных секций, каждая из которых разделена лопатками
на ячейки. На пути к входному отверстию искрогасителя (направляющему аппарату)
изгарь, ударяясь о стенки кожуха и фронтонный лист, дробится.
Попадая в направляющий аппарат, поток изгари разделяется на ряд струй, благо-
48