Количество и форма бункеров зависят от
расположения тележки или сцепных осей под зольником, а также от размещения и
размеров деталей паровозной рамы. Бункеры 3 имеют отверстия с клапанами
4, через которые производят удаление золы и шлака. На
некоторых паровозах для очистки боковых стенок верхней части зольника, имеющих
незначительный наклон, устанавливают трубки с отверстиями, через которые паром
сдувается зола. Привод 5 клапанов бункеров также выведен в будку
машиниста.
Зольник укрепляют к топочной раме котла при помощи подвесок,
шпилек и болтов. В настоящее время зольники делают только сварной конструкции
из листовой стали марки СтО толщиной 4-5 мм.
Для заливки золы и шлака в зольнике устанавливают заливательную
трубку, к которой вода подводится от инжектора или
от водоразборной колонки.
На паровозах, отапливаемых антрацитами или тощими углями,
в зольнике ставят шлакоувлажнитель, который представляет собой
несколько трубок с отверстиями, расположенными по периметру колосниковой
решетки. Струи пара, выходящие из шлакоувлажнителя, увлажняют
шлак, несколько понижают температуру у самой решетки, способствуют
образованию более пористого шлака и предотвращают шлакование
решетки.
На маломощных паровозах устанавливали круглую поворотную
дверцу, которую делали по форме топочною (шуровочного)
отверстия. Дверцу укрепляли к вертикальной оси, помещенной в кронштейне,
закрепленном на лобовом листе кожуха топки. Вверху к оси
пригкрепляли рукоятку, при помощи которой дверцу открывали и закрывали.
На большинстве паровозов средней мощности применены раздвижные
двустворчатые дверцы 8 (рис. 43), которые состоят из двух створок,
подвешенные на роликах 2, перекатывающихся по
Рис. 43. Раздвижные двустворчатые дверцы:
1, 9 планки; 2 ролики; 3 рукоятка; 4 рама; 5, 6, 7, 10 рычаги; 8 дверцы
53