Поверхности жаровых и дымогарных труб, элементов пароперегревателя
и в меньшей степени огневой коробки во время работы паровоза
постепенно покрываются слоем сажи, являющейся продуктом
неполного сгорания топлива. Кроме того, жаровые и дымогарные
трубы, особенно нижние ряды их, забиваются изгарью. Это
приводит к ухудшению передачи тепла от газа к стенкам труб. Особенно вредна
сажа, которая имеет низкую теплопроводность. Считают, что слой
сажи толщиной 1 ММ уменьшает коэффициент теплопередачи
более чем на 20 процентов. Для этих целей на многих паровозах малой и
средней мощности применяют простейший переносный сажесдуватель.
Он состоит из трубы диаметром 15-20 ми, длиной 2,0-2,5 ММ, на одном конце
которой имеется наконечник с соплами, а на другом корпус с
рукояткой и краном. К корпусу присоединен гибкий рукав. Для
отбора пара рукав присоединяют к инжектору или пароразборной колонке.
Через топочное отверстие наконечник прибора поочередно вставляют
в трубы, выдерживают там в течение 3-4 сек и таким образом
производят продувку и очистку труб паром. Продувка труб таким
прибором может быть произведена только на стоянке паровоза,
при хорошем огне в топке, закрытых клапанах зольника
и давлении пара в котле не менее 10 КГ/см2 .
Продувать трубы переносным прибором можно как из огневой коробки, так и из дымовой
камеры. Жаровые трубы целесообразно продувать из
огневой коробки, так как здесь не мешают элементы параперегревателя. Если
продувка производится со стороны топки, то дверца дымовой камеры
должна быть плотно закрыта, а сифон слегка открыт.
На паровозах ФД, Су, СО применяют постоянно установленные в топке сажесдуватели
один с правой стороны, другой с левой, Каждый обдувает половину трубной
решетки.
Сажесдуватель фланцем 3 (рис. 45) прикреплен к фланцу трубы, вваренной в стенки
топки, Трубчатый валик 4 сажесдувателя проходит через направляющую
втулку 8, установленную в кольце 2 фланца, и муфтой 9 соединен с трубкой 1, на
конце которой укреплено сопло 10, выходящее в огневую коробку. Валик проходит
через отверстие в крышке 6, уплотненное сальником 7, и имеет на конце квадрат
для насадки рычага привода. Пар от пароразборной колонки подводится к штуцеру,
приваренному к трубе 5, через прорези попадает во внутреннюю полость валика и
подходит к соплу.
Струя пара, выходя с большой скоростью из сопла, попадает в
жаровые и дымогарные трубы и сдувает сажу и изгарь. Для охвата
всех труб сажесдуватель поворачивают при помощи привода,
выведенного в будку машиниста. Сопло сажесдувателя изготовлено из жароупорного
сплава для предохранения его от быстрого обгорания.
55