К недостаткам описанного постоянного
сажесдувателя следует отнести то, что струя пара направлена косо по отношению к
осям дымогарных и жаровых труб. Это значительно снижает эффективность
продувки.
При наличии на паровозе постоянно установленных в топке сажесдувателей трубы
нужно продувать на ходу при открытом регуляторе
и высокой форсировке котла. Если паровоз имеет механическое
отопление, углеподатчик должен быть выключен и топка
заправлена вручную хорошо смоченным углем, чтобы не было уноса
его в трубы. Лучше всего продувать трубы в конце затяжного подъема,
когда паровоз идет с открытым регулятором без подачи угля в топку.
При механическом углеподатчике рекомендуется продувать трубы чаще.
Продувку труб производят следующим образом. Сажесдуватель
устанавливают так, чтобы сопло его было направлено на свод.
Затем на 5-6 сек осторожно открывают кран и впускают пар в прибор для того,
чтобы удалить из паропровода и прибора скопившуюся там воду. После этого
сажесдуватель переводят в верхнее положение, полностью открывают кран, медленно
поворачивают сопло вдоль решетки и продувают трубы, начиная с верхних рядов
и кончая нижними.
Продувку труб с каждой стороны повторяют несколько раз в течение 1,5-2 МИН,
пока изгарь и сажа не перестанут окрашивать дым в черный
цвет и он не станет более светлым. При постоянном сажесдувателе
рекомендуется продувать трубы не только на ходу, но также и в депо, перед
каждым выездом под поезд.
Правилами деповского ремонта и содержания паровозов, изданных в 1970 г.,
предусмотрен ремонт и восстановление сажесдувателей, однако на многих паровозах
они сняты. Для очистки труб и топки от нагара и шлаковых наростов применяют
противонагарную химическую композицию (ПХК), предложенную инж.
Мартьяновым. она состоит из поваренной соли (70 процентов),
нашатыря (12 процентов), сернокислого натрия (12
процентов), медного ку-
Рис. 45. Сажесдуватель:
1 трубка; 2 кольцо; 3 фланец; 4 трубчатый валик; 5 труба; 6 крышка; 7 сальник;
8 втулка; 9 муфта; 10 сопло
56