Часть паровозов работает на нефтяном, или, как часто говорят, мазутном
отоплении. Для отопления паровозов в этом случае применяют нефтяные
остатки (мазут), которые получают при переработке сырой нефти. Для
сжигания нефтетоплива на паровозе должно быть установлено следующее основное
оборудование:
а) бак для хранения нефтетоплива со сборником
(отстойником), питательным кувшином и подогревателями,
устанавливаемыми на тендере;
б) две нефтяные форсунки, устанавливаемые в задней стенке
зольника;
в) нефтепроводы, соединяющие питательный кувшин с форсунками;
г) паропроводы, подводящие пар к форсункам, подогревателям и
для продувки нефтепровода;
д) кирпичная кладка и свод топки котла;
е) заправочный штуцер для заправки холодного паровоза
паром от другого источника;
ж) заслонка на дымовой трубе.
Для горения мазута в топке паровоза необходимо обеспечить тонкое его распыление,
подвод в топку достаточного количества воздуха, хорошее смешение
распыленного мазута с воздухом и поддержание в топке высокой
температуры, при которой будет быстрое и полное сгорание
топлива. Установлено, что для полного сгорания 1 кг мазута
теоретически необходимо 13,2 кг воздуха. Однако в реальных условиях для полного
сгорания мазута теоретически необходимого количества воздуха недостаточно, и
поэтому в паровозную топку нужно вводить некоторое количество избыточнога
воздуха. Опыт показал, что для нормального горения мазута коэффициент избытка
воздуха должен быть равен 1,3. Это значит, что в топку подводится воздуха на 30
процентов больше, чем это требуется теоретически. Следовательно, в топку должно
быть введено: 13,2 Х 1,3 равно 17,15 кг воздуха на 1 кг сжигаемого топлива, или
при весе 1 м 3 воздуха 1,2 кг (при температуре 20 градусов С) 17,15:1,2 равно
14,3 м 3 на 1 кг топлива. Исходя из потребного количества воздуха для сжигания
1 кг топлива и количества сжигаемого в 1 ч мазута, определяют необходимое проходное
сечение клапанов зольника для подвода воздуха в топку паровоза.
При неправильном процессе горения топлива имеют место большие потери тепла от
химической неполноты сгорания, неудовлетворительное парообразование, отложение
кокса на стенках топки, быстрый выход из строя кирпичного
свода и кладки.
57