Пар, образующийся в объеме, где имеется вода, всегда содержит влагу.
Объясняется это тем, что пузырьки пара, выходящие из воды, захватывают с
поверхности ее капельки, из которых более мелкие остаются в паре. Кроме того,
часть пузырьков пара, имеющих меньшую скорость, не может прорвать поверхностную
пленку воды и только немного приподнимает ее над уровнем воды, образуя пену.
Эта пена при открытии регулятора также уносится с паром,
увеличивая его влажность. Образование пены увеличивается
при водах, содержащих болышое количество примесей.
Влажность пара в среднем составляет около 5 процентов, а при
плохих водах достигает 15-20 процентов. Увеличение влажности пара и так
называемое бросание воды, т е. большой унос ее в машину вместе
с паром, могут иметь место в результате слишком высокого уровня воды
в котле, при резком открытии регулятора и боксовании
паровоза, что целиком зависит от паровозной бригады.
При повышенной влажности пара снижается температура перегрева его,
на стенках элементов пароперегревателя осаждаются соли,
увеличивается нагарообразование в золотниках и цилиндрах.
Бросание воды может привести к поломке деталей парововой машины.
Для удаления из пара содержащейся в нем в виде капелек влаги на паровозах
устанавливают паросушители, которые обычно располагают в сухопарнике.
Паросушители бывают сеточные, центробежные, отбойные. На паровозах первых
выпусков устанавливали сеточный паросушитель, состоящий из одного или двух
укрепленных в сухопарнике горизонтальных листов, в которых сделаны отверстия
диаметром 5-8 СМ. При проходе пара через отверстия содержащаяся в нем вода
частично задерживается на листах и стекает обратно в котел.
Паросушитель, установленный на паровозах СО, Су, Эм, относятся к группе
инерционных. Действие его основано на резком изменении направления движения
пара, что приводит к отделению частиц воды.
Паросушитель паровоза СО (рис 54) устроен следующим образом. Под отверстием для
сухопарника установлен отбойный лист 6. В сухопарнике укреплен лист с
отверстиями (сетка) 4, к которому снизу на некотором расстоянии примыкает
отбойный лист 5. На сетке установлен барабан 3 с укрепленым внутри отбойным
листом 2. Под барабаном 3 расположен отбойный лист 1, к которому снизу укреплен
барабан 9.
Рис. 54. Паросушитель паровоза СО:
1, 2, 5 и 6 отбойные листы; 3 и 9 барабаны; 4 сетка; 7 трубка; 8 желоб
71