навливают унифицированный клапан (рис.
71), имеющий штуцер 1, в котором установлено седло 2 с притирочной поверхностью
для посадки клапана 5. На седло навинчено регулировочное кольцо 4. На штуцер 1
навернут стальной литой корпус 3, в котором размещена пружина 8. Корпус служит
направлением для клапана. Пружина установлена между двумя опорными шайбами 7;
давление на клапан и нажимной винт 9 передается через шарики 6. Нажимной винт
9, ввернутый в корпус, служит для регулировки силы нажатия пружины в седле 2
сделано отверстие для прохода пара. После подъема клапана пар выходит в
атмосферу через отверстия в корпусе. Седло, клапан и нажимной винт изготовлены
из нержавеющей стали марки 2Х13, корпус отлит из углеродистой стали.
Предохранительный клапан котла действует следующим образом: отверстие диаметром
36 мм в седле 2, через которое может выходить пар из котла, закрыто клапаном 5,
прижимаемым пружиной 8. Давление пружины на клапан рассчитано так, чтобы при
нормальном котловом давлении клапан был прижат к седлу и пар не мог выйти из
котла. Если же давление в котле повысится и преодолеет усилие пружины, клапан
приподнимется и выпустит некоторое количество пара в атмосферу.
В дальнейшем вследствие того, что часть пара выпущена наружу, давление в котле
понизится до нормального, клапан под действием пружины сядет на свое место и
закроет проходное отверстие.
По правилам надзора за паровыми котлами и воздушными
резервуарами нагрузка предохранительных клапанов должна быть отрегулирована у
первого клапана на 0,2 Кг/См 2 , а у второго и третьего на 0,4 Кг/См 2 выше
установленного рабочего давления пара в котле. Регулировку предохранительного
клапана на установленное давление производят нажимным винтом 9. Кольцом 4
регулируют величину подъема клапана и чувствительность его посадки на седло.
После окончательной установки нажимного винта 9 закрепляют гайку 10, ставят
втулку 11 и пломбируют винт и втулку. Для предупреждения самопроизвольного
поворачивания регулировочного кольца зажимают установочный винт 12.
Рис. 71. Унифицированоый предохранительный клапан:
1 штуцер; 2 седло; 3 корпус; 4 регулировочное кольцо; 5 клапан; 6 шарики; 7
опорные шайбы; 8 пружина; 9 нажимной винт; 10 гайка и втулка; 12 установочный
винт
91