Наиболее характерными повреждениями жаровых и дымогарных труб в процессе
эксплуатации паровозов являются нарушение. плотности соединения
труб с решеткой, сопровождаемое течью воды из котла, обгорание
и образование трещин у бортов, разрывы стенок по сварному шву, местный
механический износ стенок, очаговые коррозийные повреждения металла стенок
труб.
Нарушение плотности соединения труб с решеткой (рис. 92, а)
происходит от неудовлетворительного ухода за котлом (резкое охлаждение)
и от некачественного укрепления труб в отверстиях трубной решетки.
При неудовлетворительном качестве ремонта течь может произойти при постановке
труб с продольными сжимами, получающимися от неправильного обжатия задних
концов труб, а также если отверстия в трубной решетке перед постановкой труб
имели овальность свыше 0,5 мм для жаровых и 0,3 мм для дымогарных труб, и от
неплотного прижатия концов труб в отверстиях решетки вследствие недостаточного
вальцевания.
Обгорание (рис. 92, б) и образование трещин у
бортов труб, как правило, происходят из за увеличенного выхода концов труб над
поверхностью решетки, загрязнения водяной поверхности труб и
решетки накипью, а также из-за применения при обчеканке бортов неисправных
чеканок, когда выкружка в чеканке не имеет чертежного размера.
Рис. 92. Повреждение бортов труб:
а течь трубы в соединении с решеткой; б обгоревший борт трубы; в
"сухие" трещины борта трубы с выходом на завальцованную поверхность
125