Трещины у бортов могут образовываться как
при укреплении труб в решетке, так и в процессе эксплуатации паровоза. Они
могут в начальный период не сопровождаться течью ("сухие" трещины, рис. 92, в),
но при распространении их от борта в завальцованную часть трубы сопровождаются
течью. Чаще всего трещины у бортов труб возникают в результате нарушения
технологии их отжига после холодного обжатия задних концов, от неравномерной
раздачи трубы по всему периметру при отбортовке котельным молотком.
Во время эксплуатации паровозов трещины у бортов образуются вследствие перегрева
металла из-за загрязнения накипью концов труб.
Разрывы стенок труб происходят в процессе эксплуатации паровозов по сварным
швам (рис. 93, а) из-за нарушения технологии приварки наконечника к трубе,
неудовлетворительного обжатия концов, подреза стенки трубы за решеткой концами
роликов вальцовки.
Местный механический износ стенок труб (рис. 93, б) происходит
у задних концов в нижней их части на паровозах, оборудованных механическим
углеподатчиком. Местный износ образуется от ударов несгоревших
частиц твердого топлива о стенку трубы, уносимых вместе с газами с
большой скоростью (до 146 м/сек). Износ стенок в нижней части труб объясняется
тем, что поток горящих газов из топки направлен под углом к
плоскости задней трубной решетки.
Коррозийные повреждения металла стенок труб происходят от
разъедания металла уходящими газами, когда топливо имеет значительные примеси
серы. В этом случае стенки труб изнашиваются равномерно по всей
поверхности. Износ стенок труб со стороны водяной поверхности происходит в
большинстве случаев равномерно по всей поверхности, но имеют место очаговые
коррозийные повреждения (рис. 93, 8) из-за наличия в котловой воде хлористых
солей и особенно хлористого магния. При работе котла хлористый
магний, разлагаясь, образует соляную кислоту,
которая разрушающе действует на металл стенок труб.
Борьба с повреждениями труб во всех случаях должна иметь главным образом
предупредительный характер. Чтобы не допустить повреждения труб в процессе
эксплуатации паровоза, необхо-
Рис. 93. Поврежденне стенок труб:
а разрыв по сварному шву; б местный механический износ; в очаговое коррозионное
повреждение
126