Втулки. Для лучшей приработки чугунных поршневых колец в стальные цилиндры
запрессовывают чугунные втулки. При надлежащей смазке это обеспечивает
нормальную работу поршней без задиров и повреждений.
Цилиндровая втулка (рис. 116) по наружной поверхности имеет ступенчатую форму с
длиной каждой ступени, равной половине длины втулки, и с разницей диаметров
ступеней 2 мм. Ступенчатая форма втулки облегчает и ускоряет запрессовку, так
как наполовину длины втулка вставляется в цилиндр без усилия.
По краям втулки имеются окна для впуска пара в цилиндр и для выпуска его.
Вверху, в центре втулки, сделано отверстие для подачи смазки в цилиндр,
а внизу, по краям, отверстия для спуска воды (конденсата). Для
предупреждения смещения втулка укреплена стопором, который ввинчен снаружи
цилиндра. Запрессованная в цилиндр втулка должна быть чисто расточена, при этом
овальность и конусность должны быть в пределах установленных допусков. По мере
износа чугунного цилиндра, когда толщина его стенок достигает предельных
размеров, в него запрессовывают чугунную втулку. По наружному диаметру эта
втулка также изготовлена ступенчатой, а внутренняя поверхность ее окончательно
обрабатывается после запрессовки.
Запрессовку втулок (цилиндровых и золотниковых) производят специальными гидравлическими
прессами. Давление запрессовки устанавливается в зависимости от
диаметра втулки и материала цилиндра. Согласно 208 Правил заводского
ремонта паровозов усилие запрессовки должно быть на каждые 100 мм
наружного диаметра: для чугунных цилиндров - от 3,5 до 8 т, а для стальных
цилиндров - от 3,5 до 9 т.
В золотниковую камеру цилиндра таких паровозов, как Э, СО, Су, Е,
запрессовывают с обеих сторон две одинаковые чугунные золотниковые втулки.
Внутренний диаметр золотниковой втулки паровозов Э, СО, Су равен 250 мм. Во
втулке имеются окна для впуска пара в цилиндр и выпуска его из цилиндра и
отверстие для впуска пара в золотниковую камеру (см. рис. 113).
Втулку запрессовывают до упора борта в заточку золотниковой камеры. Для
предупреждения пропуска пара под втулкой на наружной поверхности ее сделаны
проточки, куда закладывают шнуровой асбест. Для подвода смазки
к золотнику имеется отверстие во втулке. Золотниковые втулки паровозов Еа и Ем
имеют внутренний диаметр 305 мм.
Рис. 116. Цилиндровая втулка
166