Углеподатчик предназначен для подачи угля из угольного ящика тендера
к топочному (шуровочному) отверстию котла и для разбрасывания
угля по колосниковой решетке. Устанавливают углеподатчик на
паровозах с большой площадью колосниковой решетки (6 м 2 и выше), когда часовой
расход угля составляет более 2500-3000 КГ и ручное отопление
становится непосильным.
Механическое отопление при помощи углеподатчика имеет следующие преимущества:
облегчает труд паровозной бригады, обеспечивает непрерывную и
равномерную подачу угля на колосниковую решетку, что улучшает сжигание топлива,
позволяет подавать уголь в топку при закрытом топочном отверстии,
не допуская холодный воздух в топку, дает возможность сжигать
в топке паровоза до 8-10 т угля в 1 ч. Однако при механическом отоплении
несколько увеличивается унос угольной мелочи из топки в трубу,
а также повышается расход свежего пара, который потребляет
паровая машина углеподатчика.
Механический углеподатчик установлен на паровозах Л, ЛВ, Еа, Ем, П36 и ФД.
Кроме того, в порядке модернизации углеподатчиками оборудовано некоторое
количество паровозов СО.
На паровозах Л, ЛВ, Еа, Ем и П36 установлен углеподатчик типа С-3, а на
паровозах ФД углеподатчик системы П. С. Рачкова, обладающий
более высокой производительностью.
Углеподатчик типа С-3 (рис. 242), имеющий преимущественное распространение,
состоит из следующих основных частей: паровой машины с приводом, редуктора,
угольного корыта с конвейерным винтом, углепровода, состоящего из двух труб с
конвейерными винтами, распределительной плиты и сопловой коробки, расположенных
в топочном отверстии.
На рис. 243 показана установка углеподатчика на паровозе Л. Паровая машина 19
при помощи вала 18 соединена с редуктором
342